Особняк Зубова
Дома Исаакиевской площади. “Новый владелец, начав с мероприятий по благоустройству дома, задумал изменить его фасад.
Проект, составленный архитектором К. К. Шульцем и одобренный Санкт-Петербургским строительным отделением, император утвердил 3 апреля 1870 года. В этом же году произвели работы.
1843-1847, 1870, арх. Боссе Г.А., Шульц К.К., Исаакиевская пл., 5.
Кроме замены металлического балкона на каменный, фасад был пластически обогащен более сочной рустовкой, приставными колоннами, фигурными наличниками, гирляндами, карнизом значительного выноса на кронштейнах, тремя аттиками с криволинейным завершением.
На центральном, более высоком аттике поместили герб Зубовых.
В целом фасад, скомпонованный из стилистически разнородных элементов, что характеризует стиль последней трети XIX века, стал более пышным и репрезентативным.
Интерьер лестницы
Внутренние работы в доме продолжались до 1848 года.
Обновляя интерьеры, архитектор ориентировался прежде всего на стиль эпохи Ренессанса — в соответствии с оформлением главного фасада.
Как и в других особняках Боссе, мы видим здесь и кессонированные плафоны, и орнаментальные композиции, составленные на основе гротеска.
Особенно характерны круглые ниши с античными бюстами по стенам Парадной лестницы, перекрытия которой поддерживают уже хорошо знакомые колонны ионического ордера.
Резьба на филенках дверей Библиотеки исполнена по мотивам дверных рельефов раннего итальянского Ренессанса.
Оригинальностью композиции, тонкостью рисунка и изысканной колористической гаммой отличаются плафоны Красной и Малой гостиных…
На фоне интерьеров с отделкой в «родственных» ренессансно-классицистических формах выделялась Малахитовая гостиная, декорированная в стиле рококо.
Окна, простенки с зеркалами, камин, столы, часы были отделаны малахитом — камнем, прекрасные декоративные качества которого еще раньше использовали старшие коллеги Боссе.
Дома Исаакиевской площади. Малахитовый зал.
Удачные примеры вдохновили заказчика и архитектора на создание подобного интерьера в особняке на Исаакиевской площади.
Стены были расчленены на панно,затянутые штофом, в верхней части которых помещены живописные вставки с изображением галантных сцен.
Несмотря на некоторую жесткость членений, заполненных рокайльным орнаментом, Малахитовая гостиная производила сильное впечатление эффектным сочетанием золоченой лепки, зеркал и зеленого цвета камня.
В настоящее время, когда из малахитовой отделки сохранился только камин, а стены окрашены зеленой краской, гостиная получила название Зеленого зала”.
Другие экскурсии