Музеи нашего города и пригородов Петербурга

Царское Село – Екатерининский дворец и Воскресенская церковь

санкт-петербург экскурсии по городу

Виртуальная экскурсия в Царскосельском дворце


“По своим размерам Большой дворец, длина фасада которого составила 310 метров, превзошел все другие здания, возникшие в период расцвета русского барокко.

Фасады здания не кажутся однообразными благодаря обилию различных украшений и чередованию чуть выдвинутых вперед и немного углубленных частей.


экскурсии в царское село
Екатерининский дворец

Любимый прием Растрелли – постановка декоративных колонн в два яруса – здесь заменен новым вариантом: колонны верхних этажей поддерживаются фигурами атлантов


Экскурсия в Царское Село
Церковь Воскресения

Вместе с продолжающими их колоннами они образуют ряды стройных вертикалей, членящих гигантские по протяженности фасады”.



Интерьеры второго этажа


На втором этаже Екатерининского дворца в Царском Селе расположены парадные залы и жилые апартаменты императорской семьи.


Парадная лестница


царское село санкт-петербург экскурсии цены

1860-1863. Архитектор Ипполит Монигетти. Парадная лестница занимает всю высоту и ширину Екатерининского дворца и освещается окнами, расположенными в три яруса.

Мраморные ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, с которой четыре марша ведут на второй этаж, к парадным залам.


царское село санкт-петербург экскурсии цены
Парадная лестница

На стенах интерьера, украшенным орнаментом, размещены декоративные вазы и блюда китайского и японского фарфора XVIII-XIX веков из дворцовый коллекции.


царское село санкт-петербург экскурсии цены

На площадках лестницы установлены мраморные скульптуры – “Спящий амур” и “Просыпающийся амур”, исполненные скульптором В.Бродзским в 1860 году.



Центральный плафон потолка “Суд Париса”, написанная итальянским живописцем К.Маратти, и картина “Юпитер и Каллисто” кисти художника П.Либерти, вмонтированная с восточной стороны, были получены из коллекции Государственного Эрмитажа.


экскурсии в пушкин спб

Живописное панно “Эней и Венера” неизвестного художника итальянской школы, расположенную с западной стороны, подарил ГМЗ Царское Село житель города Петербурга А.Тихомиров.


царское село санкт-петербург экскурсии цены

Большой зал


1752-1756. Архитектор Ф.-Б.Растрелли. Большой зал, или Светлая галерея – парадный апартамент в стиле русского барокко.

Зал предназначался для проведения наиболее важных приемов и торжеств, в том числе парадных обедов, балов и маскарадов.


царское село санкт-петербург экскурсии цены
Живописный плафон был написан в 1752-1754 годах по эскизу и при участии Дж.Валериани, известного венецианского декоратора и перспективиста.
Ему помогали А.Перезинотти, АЕ.Бельские, ИП.Фирсовы, С.Иванов, Н.Афанасьев, Б.Суходольский, Г.Козлов, И.Васильев и М.Сергеев.
Плафон состоял из трех самостоятельных композиций: “Аллегория России“, “Аллегория мира”, “Аллегория Победы”.

В 1953 году, при реставрации Михайловского замка были обнаружены боковые части плафона – “Аллегория мира” и “Аллегория Победы”, считавшиеся утраченными.

Возрождению центральной части плафона послужили сохранившиеся наброски, рисунки и описание плафона с расшифровкой всех аллегорий, сделанные Валериани, а также рисунок 1857 года архитектора Андрея Штакеншнейдера.


Экскурсия в Царское Село
Грандиозный по размерам живописный плафон в сочетании с золоченой резьбой на стенах зала производил чрезвычайно сильное впечатление.
царское село санкт-петербург экскурсии цены

Двусветный зал площадью около тысячи квадратных метров занимает всю ширину дворца.

Летом интерьер пронизан солнечным светом, играющим на позолоте в течение всего дня, а вечером зажигаются 696 свечей, расположенные по сторонам от зеркал.


экскурсии в пушкин спб
Все элементы богатого декора создают иллюзию безграничного пространства: чередование больших окон с зеркалами в простенках зрительно расширяет границы галереи, живопись плафона, изображающая по периметру колоннаду, над которой парят фигуры, раскрывает пространство в высоту.
царское село санкт-петербург экскурсии цены

Особенно пышно были обработаны торцовые стены, украшенные многофигурными композициями.


царское село санкт-петербург экскурсии цены
Скульптурная и орнаментальная золоченая резьба зала, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Растрелли и моделям скульптора декоратора И. Дункера 130 русскими резчиками.
царское село санкт-петербург экскурсии цены

Кавалерская столовая


Следующий интерьер после Большого зала это Кавалерская столовая.

Помещение небольшого размера, поэтому Растрелли на противоположной стене разместил ложные окна с зеркальными стеклами и зеркала в простенках, что сделало зал просторнее и светлее.


Экскурсия в Царском Селе
До 1861 года резные украшения были золоченые, потом их покрыли серебром, и комната получила название Серебряной столовой.
Это нарушило целостность замысла Золотой анфилады Растрелли. Таким интерьер сохранился до войны.

Золоченый резной декор стен из причудливых орнаментальных узоров стилизованных цветов и ажурных раковин и сложные золоченые наддверники украшают этот зал.

виртуальная экскурсия в екатерининский дворец

Украшением зала является многоярусная изразцовая печь с кобальтовой росписью, миниатюрными колоннами и нишами.

Такие печи – неотъемлемая часть всех залов парадной анфилады Екатерининского дворца.


виртуальная экскурсия в екатерининский дворец

В центре зала расположен банкетный стол в форме буквы Е, вензеля императрицы Елизаветы Петровны.

На столе представлены отдельные предметы “Орденских” сервизов, украшенные знаками и лентами российских орденов, изготовленные на фарфоровом заводе Ф.Гарднера.


Царское Село - Екатерининский дворец и Воскресенская церковь

После переезда императрицы Екатерины Второй в новые апартаменты, созданные Чарльзом Камероном, в Кавалерской столовой проводились небольшие вечерние собрания, а иногда давались и “комнатные балы”. Интерьер воссоздан в 1969 году.


Белая парадная столовая


Симметрично Кавалерской столовой, по другую сторону Парадной лестницы, находится Белая Парадная столовая, предназначавшаяся для торжественных обедов или “вечерних кушаний” императрицы.

Стены затянуты белым штофом, что в сочетании с золоченой резьбой придает интерьеру особую нарядность.


виртуальная экскурсия в екатерининский дворец
Живописный плафон “Триумф Аполлона” – копия XIX века с картины итальянского художника Г.Рени. На стенах столовой размещена часть серии натюрмортов И.Гроота, созданных придворным живописцем для царскосельского павильона “Монбижу”.
виртуальная экскурсия в екатерининский дворец

В центре зала – овальный стол, сервированный “Собственным Московским сервизом”, изготовленным в начале 1790х годов на заводе Ф.Гарднера.

Как и в 18 веке стол накрыт скатертями со сложными драпировками, украшен композициями из цветов, а также фарфоровой пластикой, изображающей Большой каприз в Александровском парке.


виртуальная экскурсия в екатерининский дворец

Малиновая и зеленая столбовые


Ф.-Б. Растрелли стремился разнообразить архитектурно-декоративное оформление его интерьеров.

Так, при отделке двух помещений дворцовой анфилады, расположенных друг за другом, архитектор применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены декорированы прозрачными стеклянными пилястрами (“столбами”), под которые подложена малиновая и зеленая фольга.


Экскурсия в Царском Селе
Зеленая столбовая при императрице Екатерине II служила буфетной.

Плафон художника С.Торелли “Отдыхающий полководец внемлет призыву муз”, погибший в годы войны,воссоздан в послевоенное время художником В.Ледневым.


Экскурсия в Царском Селе

В настоящее время мебельное убранство Малиновой столбовой состоит из бюро немецкой работы 18 века и гостиного гарнитура французского производства 19 века.


Портретный зал


Этот парадный апартамент дворца занимает площадь чуть более ста квадратных метров. В настоящее время стены зала затянуты белым узорчатым штофом в обрамлении резных золоченых рам.


Экскурсия в Царском Селе
Филенки дверей украшены пышными золочеными резными порталами. Композиция живописного плафона “Меркурий и Слава” художника венецианской школы Дж.-Б.Тьеполо, вписана в овал.
виртуальная экскурсия в екатерининский дворец
Декоративная отделка дверей
виртуальная экскурсия в екатерининский дворец
Живописный плафон

На стенах размещены большие парадные портреты императрицы Екатерины Первой художника 18 века И. Адольского и Елизаветы Петровны кисти живописца 18 века Г.Бухгольца, а также портреты Наталии Алексеены (сестры Петра Великого), и Екатерины Второй, выполненные неизвестными художниками.


Янтарная комната


Из портретного зала можно пройти в Янтарную комнату. Автором проекта считается А.Шлютер – архитектор прусского королевского двора. В 1707 году договор заключается с мастерами из Данцига – Г.Турау и Э.Шахтом.

Экскурсия в Царском Селе
“Глаз, непривычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму желтого, от пылающего топаза до светло-лимонного: золото резьбы кажется тусклым и фальшивым на фоне янтаря.
Особенно тогда, когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря”.

Слухи о необычном кабинете доходят до России. Императору Петру I захотелось получить янтарный кабинет для своей Кунсткамеры.

В 1716 году по дороге во Францию Петр встречается с Фридрихом Вильгельмом I в Габельберне, недалеко от Берлина. Русский царь получает янтарный кабинет в качестве дипломатического подарка.


Янтарная комната в Царском Селе
“…большая Камера, вся отделанная белым и желтым янтарем, и все панели, обрамленные порезками, украшены барельефами, фестонами и прочими скульптурными работами из того же материала…”

В Петербурге ящики распаковали согласно берлинской инструкции, но собрать кабинет не смогли, и янтарь отнесли во флигель Летнего дворца.


петербург стоимость экскурсии в царское село
“Чувства телесные означаются различными телесными частями… Чувства отличаются и другими признаками: обоняние – цветами или псом; зрение – зеркалом, радугой…, либо соколом-птицею; осязание – горностаем или ежом; вкус – плодами или корзиною, наполненную плодами; слух – мускийскими орудиями или зайцем”.

Императрица Елизавета Петровна приказала использовать забытый янтарный кабинет для убранства одного из покоев своей загородной резиденции.

царское село санкт-петербург экскурсии цены

Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя в ходе реконструкции Зимнего дворца ее приходилось переносить с места на место.


Экскурсия в Царском Селе
В июле 1755 года императрица Елизавета Петровна приказала Ф.-Б.Растрелли создать в Большом дворце новую Янтарную комнату.
Начальнику канцелярии императорского кабинета В.Фермору поручили бережно разобрать кабинет в Зимнем дворце и уложить в ящики.
Из Царского Села была прислана специальная команда, которая на руках перенесла ящики из Петербурга в загородную резиденцию.

Зал Екатерининского дворца площадью 96 квадратных метров, значительно превышал размеры Янтарного кабинета. Ф.-Б. Растрелли перекомпоновал все детали комнаты, разместив панели симметрично по среднему ярусу трех стен и разделив их пилястрами с зеркалами, а так же украсив комнату деревянной золоченой резьбой.


Экскурсия в Царском Селе
Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный средний ярус был составлен из 8 крупных вертикальных панно.
В четырех из них установили картины из цветных камней, исполненные в 50-е годах 18 века во Флоренции в технике флорентийской мозаики по проекту художника Д.Дзокки и изображавшие пять природных чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние.
Расстояние между большими панно занимали высокие зеркальные пилястры. Нижний ярус комнаты покрывали прямоугольные янтарные панно. В юго-западном углу был вмонтирован маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.

Для установки панно на стены вновь пригласили А. Мартелли. Там, где янтаря не хватило, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны “под янтарь” художником И. Бельским.


Экскурсия в Царском Селе

Учитывая хрупкость материала и частые осыпи янтаря, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы.

В 1758 году на эту должность из Пруссии был приглашен Ф. Роггенбук. Он же возглавил работы по созданию новых янтарных изделий в янтарной мастерской Царского Села.


Экскурсия в Царском Селе
Убранство комнаты дополняли наборные комоды русской работы и китайский фарфор.
В Янтарном кабинете, в застекленных витринах хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий 17-18 веков немецких, польских и русских мастеров.

В 1763 году императрица Екатерина Вторая издает указ о замене расписных холстов на янтарные панно и изготовление янтарных панелей нижнего яруса стен. Вместе с Ф. Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашенные в Россию К. Фриде, И. Вельпендорф, Г. Фриде и из русские ученики.


Экскурсия в Царском Селе
За 4 года было использовано 450 килограммов янтаря и к 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната получила свой окончательный вид, запечатленный позднее на многочисленных фотографиях.

Было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, восемь филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы.


Экскурсия в Царском Селе
Похищенные янтарные панно и двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка.
Это было последнее место, где демонстрировалась Янтарная комната. В 1944 году, при отступлении немцев панно были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении.
С этого времени след комнаты теряется.

В июле 1979 года было принято решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А.Кедринского.

В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, созданные реставраторами ООО “Царскосельская Янтарная мастерская”.


Экскурсия в Царском Селе
В 1996 году воссоздана флорентийская мозаика “Зрение”, “Осязание и обоняние”.
В 1997 году поставлено на место первое из 8 больших (3,6 на 1,34) панно.
В 2003 году реставрация закончилась.

Картинный зал


Экскурсия в Царском Селе
Площадь этого парадного зала 180 квадратных метров. Зал занимает всю ширину дворца.Использовался для дипломатических приемов, трапез и музыкальных вечеров.
В ходе Семилетней войны в нем проходили заседания “Конференции при высочайшем дворе”.
В 1757 голу сюда доставили знамена и ключи от завоеванных прусских городов.

Стены зала украшают произведения живописи, размещенные по принципу шпалерной развески.


Экскурсия в Царском Селе

Основная часть коллекции живописи – 112 картин, была приобретена в 1745 году в Праге и Богемии художником Г.Гроотом за 12000 рублей для Екатерининского дворца.


Экскурсия в Царском Селе
В 1967 году вновь восстановленный Картинный зал был открыт для посетителей.

С общим колоритом стен гармонирует плафон “Олимп”, копия с плафона художника Г.Дициани на Иорданской лестнице Зимнего дворца.


Малая белая столовая


Экскурсия в Царском Селе
Стены столовой были затянуты белым штофом в резных золоченых рамах, двери украшены резными золочеными десюдепортами в виде композиции, состоящей из картуша, охотничьих труб, колчана, орла, раковин и гирлянд с цветами, выполненных по моделям скульптора И.Дункера.

Примыкает к Картинному залу. С нее начинались личные покои императрицы Елизаветы, позднее – императрицы Екатерины, которая передала эти комнаты своему любимому внуку, великому князю Александру Павловичу.


Гостиная Александра I (Китайская гостиная)


Интерьер выделялся среди комнат Парадной анфилады дворца обивкой стен китайским шелком.

Остальная отделка была характерной для парадных залов дворца: живописный плафон, резные золоченые десюдепорты, шелк на стенах, зеркала между окон, печи из гамбургских изразцов и наборный паркет.


царское село санкт-петербург экскурсии цены

Во время войны шелк был утрачен, теперь на его месте – белый штоф. Для плафона использована копия с картины Ф.Буше “Венера на колеснице”, окруженная четырьмя околоплафонными вставками “Игры амуров” в лепном золоченом обрамлении в виде вьющихся побегов.


царское село санкт-петербург экскурсии цены

На стены вернулись портреты, сохраненные в эвакуации, написанные Л.Каравакком в первой половине 18 века:

императора Петра и Екатерины I, их дочерей – Анны и Елизаветы, Анны Иоанновны, Петра II, а также портрет Екатерины Второй (копия с работы Лампи Старшего) портрет Александра I кисти художника Д.Доу.


Первая антикамера


Гости, приезжавшие в Царское Село в XVIII веке, первым делом попадали в антикамеры (итал. anticamera — передняя, прихожая), расположенные у Парадной лестницы в южном крыле здания.

Свое название эти помещения получили потому, что находились перед Большим залом и предназначались для ожидания приемов и выхода императрицы.


царское село санкт-петербург экскурсии цены
В результате перестроек конца XVIII века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы, их осталось только три.

Освещенные окнами с двух сторон залы антикамер были декорированы по проекту Ф. Растрелли. По архитектурному решению они перекликались с Тронным залом дворца: главным элементом их декоративного наряда была деревянная золоченая резьба, а особенно пышное завершение в виде объемной скульптуры, картушей и гирлянд получили обрамления порталов.


царское село санкт-петербург экскурсии цены
Дополнительными нотами в декоре пышного барочного интерьера были потолки с огромными живописными плафонами и геометрический рисунок паркета из ценных пород дерева.

Сюжеты плафонов посвящены античной мифологии: в Первой и Второй антикамерах это «Триумф Бахуса и Ариадны» работы П. и А. Градицци и А. Перезинотти, в Третьей — «Олимп».


Арабесковый зал


Арабесковый зал – один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II.

Экскурсия в Царское Село
Отделка новых залов продолжалась несколько лет по проекту архитектора Ч. Камерона, шотландца по происхождению, столь же страстно увлеченного античностью, как и сама императрица.

Парадные и личные комнаты Екатерины II располагались в южном крыле дворца, на месте растреллиевских Парадной лестницы, Четвертой и Пятой антикамер, и в новом флигеле, пристроенным ко дворцу по желанию Екатерины II в 1779–1780-х годах, позже названным Зубовским.


Экскурсия в Царском Селе
В результате реконструкции, завершенной в 2005 году, комнаты Екатерины II приобрели исторические объемы

Под наблюдением Камерона были оформлены новые парадные апартаменты – Арабесковый, Лионский, Китайский залы и Купольная столовая, а также личные комнаты Екатерины II – Опочивальня, Синий кабинет («Табакерка»), Серебряный и Зеркальный кабинеты, Рафаэлевская комната.


Во время Великой Отечественной войны комнаты Екатерины II подверглись значительным разрушениям.

При восстановительных работах в начале 1950-х годов они были приспособлены для нужд Военно-морского училища, которое временно расположилось в здании дворца, а позже в южном крыле здания размещались база отдыха и художественная школа.


Лионский зал


Лионский зал или «Комната лионских обоев» – уникальная интерьер, созданный по проекту архитектора Ч. Камерона в 1781‒1783 гг. на месте барочного интерьера Пятой Антикамеры. Увлеченная новым архитектурным стилем, классицизмом, Екатерина II приняла решение преобразовать дворец согласно последним художественным веяниям.


экскурсии в пушкин

Главным декоративным элементом в декоре зала стал шелк виртуозной работы французских мастеров известной лионской мануфактуры К. Пернона.

Рисунок с разноцветными павлинами, фазанами, лебедями в сложном переплетении гирлянд и ветвей на золотистом фоне, производил неизгладимое впечатление.

Именно шелку зал обязан своим названием.


Экскурсия в Царском Селе
Архитектор использовал в отделке лазурит. Лазуритовая отделка была выполнена из тонких пластин, наклеенных на каменную основу (впоследствии эта техника получила название «русская мозаика»).
Каменный декор Лионской гостиной состоял из фриза, панелей в нижней части стен, наличников окон и дверных порталов.

Настоящим шедевром являлся паркет Лионского зала. Он был набран из амаранта, палисандра, пальмы, черного и розового деревьев и украшен перламутром.


экскурсии в пушкин из петербурга

Фонд ENGIE (Франция) профинансировал изготовление лионского шелка для стен, портьер и мебели на мануфактуре Прелль (Prelle), преемнице фабрики «Лами и Жиро». 


Царское Село - Екатерининский дворец и Воскресенская церковь

В 1841 г. наследник цесаревич Александр Николаевич (будущий Александр II) женился на немецкой принцессе, вошедшей в русскую историю под именем Марии Александровны.

Будущая императрица получила для проживания бывшую половину Екатерины II, так называемый Пятый апартамент.


Экскурсия в Царском Селе

В 1848 г. «за ветхостью желтой материи» Мария Александровна повелела полностью обтянуть малиновой тканью стены и мебель Лионского покоя.

Малиновый шелк с рисунком «в новом вкусе» в виде вертикально расположенных извилистых цветочных полос был куплен в Санкт-Петербурге в Английском магазине.


Экскурсия в Царском Селе
В 1860-е гг. заменили не только ткань. Работы в зале начались уже в 1856‒1857 гг. под руководством придворного архитектора И. А. Монигетти, который внес существенные изменения в художественное решение интерьера. И хотя в результате переделок зал получил новый вид, от прежнего оформления сохранялись лазуритовые панели, дверные и оконные обрамления, наборные двери и уникальны паркет, предусмотрительно закрытый хозяйкой коврами.

В 1866 г. возобновляется обивка из желтого шелка, с той же сплошной затяжкой стен от лазуритовых панелей до верхнего фриза.

На этот раз ткань заказали на лионской мануфактуре «Лами и Жиро», в архиве которой сохранилась запись о заказе для Царского Села шелка, называвшегося «золотой бутон».


Буфетная (Знаменная)


Относилась к личным покоям Елизаветы Петровны. В середине 19 века комната была разделена белой штофной перегородкой, за которой во время приемов устраивался служебный буфет для сервировки столов.

Экскурсия в Царском Селе
Стены буфетной затянуты белым штофом в резных золоченых рамах, в углу – изразцовая печь с кобальтовой росписью, двери украшают десюдепорты резного золоченого дерева с изображением картуша, охотничьих труб, колчана со стрелами, орла в обрамлении барочного орнамента.

Овальная являлась первым помещением личных апартаментов императора Александра I и соединяла из с интерьерами Парадной анфилады дворца.



Малая проходная комната ведет в личные покои, обращенные окнами в парк. Эти комнаты создавались в 1773 году архитектором В.Нееловым для Натальи Алексеевны, первой жены наследника престола.


Экскурсия в Царском Селе
Малая проходная

Парадный (Мраморный) кабинет императора Александра I


Из Сводчатой проходной мы попадаем в Парадный, или Мраморный кабинет императора. Кабинет предназначался для важных официальных аудиенций.


Экскурсия в Царском Селе
Оформление кабинета сочетает в себе строгую простоту отделки с эффектным архитектурным решением. Вход в кабинет представляет собой глубокую полукруглую экседру, отделенную от основного пространства интерьера двумя колонами ионического ордера.

Противоположная входу стена оформлена сходным образом: в виде двух ионических полуколонн, между которыми располагается мраморный камин.


Экскурсия в Царском Селе

Важным элементом в оформлении интерьера является роспись, выполненная масляной краской. Она состоит из фриза в виде античных трофеев с фигурами путти и сюжетных композиций на тему древнегреческого мифа об Амуре и Психее.



Стол императора украшает гарнитур первой четверти 19 века, выполненный из уральского малахита на Петергофской гранильной фабрике и состоящий из письменного прибора, лампады, прессов для бумаг, канделябров, декоративных ваз и ряда других предметов, принадлежавших Александру Первому.


Зеленая столовая


Зеленой столовой начинаются интерьеры, расположенные в северной части дворца, вблизи Дворцовой церкви, созданные в 70-х годах 18 века по указу Екатерины II для великого князя Павла Петровича и его первой супруги.


Экскурсия в Царском Селе
Нежно-зелено стены столовой покрыты белым лепным орнаментом, который в объемной форме возродил росписи античных вилл.
Среди фрагментов классической архитектуры, греческих ваз и виноградных лоз выделяются стройные фигуры юношей и девушек в античных одеяниях.

Интерьеры были построены на месте “Висячего сада”, сооруженного Растрелли и представлявшего собой огромную террасу.

Сад со временем стал распространять сырость по дворцу, и в 1773 году по указу императрицы архитектор В.Неелов построил “Покой из Высочеств”.


Экскурсия в Царском Селе
Скульптурное убранство дополняют медальоны с танцующими амурами и многофигурные композиции на мифологические сюжеты, рельеф которых выделен розовым фоном.
Двери расписаны гротесками. Наиболее эффектно решена северная стена комнаты, в центре которой установлен белый мраморный камин с кронштейнами в виде львиных лап.

Архитектурно-художественное убранство нового интерьера в 1779 году выполнил Ч.Камерон.

В это время покои этой части дворца занимала вторая супруга наследника – Мария Федоровна.


Официантская


Во время пожара 1820 года интерьер Официантской значительно пострадал. Основной принцип существовавшего ранее художественного решения отделки интерьера с симметричным членением стен деревянными каннелированными пилястрами, окрашенными под мрамор и соединенными гипсовыми арками, был сохранен.


Экскурсия в Царском Селе
Значительно обогатил строгое решение интерьера паркет с четким геометрическим рисунком, набранный из палисандра, амаранта, красного и черного дерева, дуба и клена.

Парадная голубая гостиная


Этот зал – самый большой и нарядный интерьер среди апартаментов, созданных Ч.Камероном в 1779-1783 годах. Парадное назначение этого помещения подчеркивали разнообразие и богатство ее декора.


Экскурсия в Царское Село

Стены были затянуты шелком с голубыми цветами по белому полю и завершены золоченым фризом в виде чередующихся ваз с овальными живописными медальонами.


Экскурсия в Царском Селе

Парные мраморные камины из каррарского мрамора были украшены барельефами с фигурами кариатид.

Наборный паркет из ценных пород древесины с преобладанием розового дерева и палисандра был набран столярным мастером Г.Шталмеером.


Китайская голубая гостиная


Из Парадной голубой гостиной можно пройти в Китайскую голубую гостиную название которой связано с тем, что стены комнаты в течение полутораста лет были затянуты голубым китайским шелком, украшенным пейзажами и жанровыми сценками.


Экскурсия в Царском Селе
Этот интерьер был создан в 1783 году Ч.Камероном, который сохранил объем и размеры комнаты, данные ей еще В.Нееловым.

Отдавая дань модному увлечению, Ч.Камерон талантливо сочетал в отделке гостиной мотивы декоративного искусства Китая с элементами декорировки классического искусства.

В настоящее время стены зала затянуты вновь изготовленным шелком, расписанным художником-реставратором Р.Слепушкиной. Основой для его создания послужил обрывок подлинного шелка, найденный за рамой каминного зеркала.


Предхорная


Последняя комната в парадной анфиладе Екатерининского дворца. Название получила из-за своего расположения рядом с хорами Дворцовой церкви.

С 1894 года стены Предхорной были затянуты золотистым шелком с тканым рисунком фабричной работы, изображающим фазанов и лебедей.


Экскурсия в Царском Селе
Предхорная

Шелк был выткан на фабрике братьев Сапожниковых и являлся повторением уникального шелка ручной работы 18-го века. На каждом куске ткани, вытканной крепостными мастерами, ставилась фамилия мастера.

Среди исполнителей был и мастер Василий, по прозвищу Паук. Такое характерное прозвище было высшей похвалой искусству ткача.


Опочивальня


В оформлении комнаты Камерон применил, как и Зеленой столовой, свой излюбленный прием воплощения в объемных композициях мотивов помпейских росписей.


Экскурсия в Царском Селе
В мебельном убранстве Опочивальни выделяются кованый стальной столик и каминная решетка тульских кузнецов 18 века, а также изящный туалетный столик наборного дерева, изготовленный русскими мастерами в 1770-х годах для великой княжны Марии Федоровны.

Основной элемент убранства – тонкие декоративные колонки из белого блестящего фаянса, обвитые золочеными гирляндами.


Экскурсия в Царском Селе
Печатание зеленой окраски стен с голубым фоном барельефов придают особую изысканность колористической гамме комнаты.

Гипсовые лепные медальоны с аллегорическими фигурами, символизирующими здоровье, веселье, благополучие и достаток, выполненные И. Мартосом.


Стасовская лестница


К Предцерковному залу примыкает мраморная лестница, ведущая в Официантскую комнату. Лестница, которая была построена в 1843–1846 годах архитектором В. П. Стасовым и получила название Церковной благодаря соседству с залом, ведущим в Дворцовую церковь.


Царское Село - Екатерининский дворец и Воскресенская церковь

В соответствии с замыслом архитектора ее стены были украшены четырьмя большими полотнами французского художника XVIII века Г. Робера (1733–1808) и двумя композициями П. Лемера, полученными из собрания Императорского Эрмитажа.


Интерьер церкви Екатерининского дворца


Экскурсия в Царское Село

Предцерковный зал


царское село санкт-петербург экскурсии цены
Предцерковный зал

Между Дворцовой церковью и вестибюлем первого этажа находится просторный, светлый, эффектно оформленный пучками колонн коринфского ордера с золочеными базами Предцерковный зал.


царское село санкт-петербург экскурсии цены

Интерьер создан по проекту архитектора В. П. Стасова в 1843-46 годах. Здесь ожидали начала богослужения.

царское село санкт-петербург экскурсии цены

В декоративном оформлении зала использованы приемы стиля барокко – лепнина, резьба, золочение. Цветовая гамма построена на сочетании белого с золотом, что придает ему торжественный характер, делает его нарядным и выразительным.

царское село санкт-петербург экскурсии цены

Зал служит своеобразным притвором Воскресенской церкви, поэтому в его отделке применены иконографические мотивы. Раньше зал освещался хрустальными люстрами со свечами. После войны зал восстановлен в прежнем виде.

царское село санкт-петербург экскурсии цены

Воскресенская церковь Екатерининского дворца была освящена 30 июля 1756 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.


царское село санкт-петербург экскурсии цены

Надпись об этом событии сохранилась на медной доске, обнаруженной в алтаре во время ремонта дворца после пожара 1820 года.

царское село санкт-петербург экскурсии цены

Архитекторами церкви стали Ф.Б.Растрелли, А. Квасов, С. Чевакинский. Несмотря на то, что церковь пострадала во время пожаров в 1820 и в 1863 годах, интерьер сохранял свой первоначальный вид.

царское село санкт-петербург экскурсии цены

Подобно Парадной анфиладе дворца, церковь поражала богатством отделки и мастерством русских резчиков. На фоне стен, окрашенных берлинской лазурью, эффектно выделялись вызолоченные колонны с коринфскими капителями, обвитые ажурными резными гирляндами.

царское село санкт-петербург экскурсии цены

Фигуры ангелов, резные картуши, орнаментальные барочные детали дополняли роскошный и величественный интерьер церкви.

царское село санкт-петербург экскурсии цены

Коллекция икон состояла из 114 живописных полотен в золоченых резных рамах. Первые шесть икон были написаны художником Г.Гроотом. После его смерти его работу продолжили братья Мина и Федот Колокольниковы, написавшие 59 икон.


царское село санкт-петербург экскурсии цены
царское село санкт-петербург экскурсии цены
царское село санкт-петербург экскурсии цены
царское село санкт-петербург экскурсии цены
царское село санкт-петербург экскурсии цены
царское село санкт-петербург экскурсии цены
царское село санкт-петербург экскурсии цены
царское село санкт-петербург экскурсии цены




Экскурсии и достопримечательности

Экскурсия в Ораниенбаум (г.Ломоносов) – Катальная гора

admin

Обзорная экскурсия в Петербурге – музей-квартира А. С. Пушкина

admin

Экскурсия в Ораниенбаум – Дворец Петра III

admin

Музей театрального и музыкального искусства

admin

Старинные усадьбы Петербурга – Рождествено

admin

Экскурсия по Большой морской улице – Музей кукол

admin

Экскурсия в Петергоф – Гроты Большого каскада

admin

Музей авангарда – обзорная экскурсия в Петербурге

admin

Петровский Петербург – Летний сад

admin