Известные дома Петербурга
Училище Штиглица в Спб: “Сооружение сие, благодаря чрезвычайному усердию, выходящей из ряду талантливости и примерному трудолюбию директора училища М.Е. Месмахера увенчалось полнейшим во всех отношениях успехом.
Совет училища в ознаменование своей благодарности за совершение столь значительного во всех отношениях выходящего из ряду труда положил статскому советнику Месмахеру выдать в вознаграждение пятьдесят тысяч рублей“.
Здание Центрального училища технического рисования, основанного бароном А.Л.Штиглицем, построено в 1878-1881 годах А.И.Кракау и Р.А.Гедике (Соляной пер., 13.).
Первым руководителем училища был выдающийся зодчий М.Е.Месмахер. В 1885-1896 годах он создал рядом с училищем здание музея, где разместились коллекции декоративно-прикладного искусства.
Фасад музея выдержан в формах неоренессанса с преобладанием мотивов венецианской архитектуры 16 века.
При декоративной насыщенности и дробности форм. свойственных поздней эклектике, он исполнен монументальности и благородства. Это подчеркнуто и материалом облицовки – светло-серым песчаником.
Фасад – своего рода учебное пособие по истории декоративного искусства всех времен и народов. На нем помещены аллегорические скульптуры, портреты и имена мастеров прошлого.
Училище Штиглица в Спб. Интерьеры.
Каждый зал оформлен в стиле определенной художественной эпохи, что соответствовало составу размещенных в них экспонатов.
Огромный главный зал представляет собой “атриум”, перекрытый двойным железостеклянным куполом.
Он решен в виде величественной двухъярусной аркады наподобие дворов итальянских палаццо эпохи Возрождения.
Разительный контраст этой традиционной теме составляет парящая конструкция перекрытия, выполненная по типу решетчатых строительных ферм французского инженера К.Полонсо.
Это один из самых смелых и совершенных образцов новой архитектуры железа и стекла в петербургском строительстве конца 19 века.
Недавно отреставрированный купол хорошо виден от истока Мойки и с набережной Фонтанки.
“При полном взаимопонимании и согласованности действий с банкиром А.Л. Штиглицем Месмахер быстро и гладко повел дело. Все идеи превосходно, благодаря Месмахеру, который жертвует силы, время, здоровье на свое любимое детище. Месмахер спал по четыре часа в сутки. С раннего утра на стройке до хрипоты перекликался с рабочими, часами толковал с учениками, расписывающими потолки, покрывавшими резьбой и мозаикой панели, забегал в мастерскую, отведенную ученицам, выпиливающим портреты (…каркасы) по рисункам, сделанным с исторических образцов. И все это сверх работы по самому училищу“.