Спас-на-Крови
Обзорная экскурсия в Спб. “Это одна из ведущих доминант в силуэте левобережной части города.
Живописная композиция здания активно включается в панорамы Марсова поля и верхнего течения Мойки, пестрый хоровод его глав возносится над Михайловским садом и соседними кварталами…
Он буквально приковывает внимание беспокойной динамичной группировкой объемов, насыщенным многоцветным убранством и, главное, неожиданным вторжением легко узнаваемых древнерусских форм в классицистическую среду центра города.
В история отечественной архитектуры храм Воскресения Христова вошел как одно из ключевых, программных произведений позднего этапа эволюции “русского стиля“.
В этом памятнике сфокусирована сложная проблематика национальных исканий конца XIX в.
… Храм – мемориал, который воздвигался для “увековечения памяти о мученической кончине царя-освободителя”, призван был дидактически выражать охранительные начала самодержавия и православия, а также идеи всеобщего покаяния и преодоления смерти – через Воскресение.
Поэтому в образной структуре церкви нет семантически нейтральных или идеологически немотивированных элементов.
Здание также представляет собой уникальный образец синтеза искусств. Созданный здесь крупнейшим ансамбль мозаик явился важной вехой в развитии монументально-декоративного искусства.
Храм-памятник представлял собой грандиозный полифункциональный комплекс, включавший собственно церковь, мемориальную зону, музей и хранилище, галерею для шествий и колокольню.
Обзорная экскурсия в Спб. Мозаика Спаса.
Стены и детали фасадов облицовывались долговечными прочными материалами: эстляндским мрамором..,орнаментированным кирпичом..,изготовленным на Зигерсдорфских заводах в Германии, и цветными плитками, заказанными Императорскому фарфоровому заводу.
На петербургском металлическом заводе были смонтированы конструкции куполов и железный каркас шатра. В 1896 г. началась отливка колоколов на заводе П.Н. Финляндского. Оригинальным новшеством явилось покрытие глав эмалированными медными пластинами.
Яркие полихромные купола создавались 1896-1898 гг. на фабрике А.М. Постникова в Москве, там же были изготовлены и золоченые кресты.
Одновременно велась внутренняя отделка с использованием более десятка пород самоцветов…Шатровую сень над “памятным местом” создавали с 1893 г. мастера Колыванской, Екатеринбургской и Петергофской гранильных фабрик.
Мраморный иконостас (установлен в 1901-1907 гг.) был изготовлен в Генуе, царские врата из чеканного серебра с эмалью – мастерской братьев Грачевых, кресты из топазов – на Петергофской фабрике…
Наборный мраморный пол создавался в 1902-1903 гг. тоже в Генуе фирмой Дж. Нуови. Оборудование храма было сделано с учетом новейших технических достижений.
Систему пародухового отопления разработала контора инженера С.Я. Тимоховича, электрического освещения – Русское общество “Шукерт и К”. Металлическую корону для электроламп в главном куполе изготовили на фабрике Берто”.
В 1905-1907 гг. по рисункам художника И.И. Смукровича выполнены входные двери из накладной бронзы, инкрустированной серебряным орнаментом.