Особняк Штакеншнейдера на Миллионной
Пешие экскурсии в Петербурге: В середине 19 века складывался новый тип городского особняка – особняк делового человека.
Такие особняки строили для себя и архитекторы, имеющие широкую частную практику и соответствующий уровень доходов.
Штакеншнейдер, едва ли не первым среди своих современников-архитекторов, использовал в отделке мотивы флорентийского ренессанса первой четверти 16 века.
Однако мотивы стилевого прототипа были претворены архитектором в более графичной и несколько суховатой трактовке. Окна обрамлены строгими наличниками, плоскость стены расчленена линиями филенок и рустованными лопатками.
Простенки центрального ризалита декорированы парящими музами и аллегорическими атрибутами “трех знатнейших художеств” – они указывают на род занятий владельца дома, ставшего к тому времени профессором Академии художеств.
“У архитектора было четыре сына и четыре дочери. Из них выделялась Елена, старшая из девочек.
“На костылях и с больными ногами, умная, добрая и приветливая”, как писал один из мемуаристов, она оставила очень интересные записки о духовной жизни дома.
“Подъезд был с Мойки. Входили через зимний сад, и эффект был совсем очаровательный. Зимний сад был освещен, но местами листья бананов бросали гигантскую тень, и эта тень была какая-то таинственная, и таинственен казался шум падающих капель…
Самая атмосфера нашего сада, какая-то особенная, приятно-теплая и растворенная запахом растений, имеет для меня по крайней мере, неотразимую прелесть. Из сада входили в нашу любимую комнату, названную почему-то диванной; в ней всего два дивана, а то все стулья. Здесь прямо против широких дверей сада стоит театр, окаймленный легкой, грациозной аркой – предметом восхищения всех, и художников, и не художников”.
Пешие экскурсии в Петербурге. Дом Штакеншнейдера.
Дело в том, что жена архитектора, Мария Федоровна…завела “литературный салон”. Он собирался по субботам с 1854 по 1862 год.
Двор и ресторан Штакеншнейдер
На вечерах бывали известные писатели, художники, архитекторы, музыканты, общественные деятели: И.К. Айвазовский, А.П. Брюллов, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, П.Л. Лавров…”
Приходило много молодых художников, архитекторов, актеров, в помещении столовой часто устраивались любительские спектакли.
В связи с болезнью А. Штакеншнейдера, обострившейся в 60-х годах, семья вынуждена была продать дом на Миллионной улице.
Здание перестроили в доходный дом, а на месте зимнего сад возвели многоэтажный флигель.
В 1898 году корпус со стороны Миллионной улицы надстроили четвертым этажом. Однако отделка отделка трех нижних этажей его фасада хорошо сохранилась, и включенные в нее атрибуты художеств и барельефные изображения парящих муз напоминают о том, что полтора века тому назад это здание было подлинным “приютом муз”.