Дворцы Романовых
Пешеходные экскурсии в Питере зимой. Внушительный по размеру дворец доминирует в ансамбле площади.
Его фасады представляют собой типичный пример стилизаторского ренессанса, отражают влияние приемов итальянской архитектуры XVI века.
«Великий князь Николай Николаевич глупостью своих распоряжений вселил к себе презрение, близкое к ненависти».
«Это был выдающийся военный начальник, серьезно относившийся к своим обязанностям, служивший добрым примером войскам; он умел, как редко кто, обращаться с людьми от старшего генерала до младшего. Можно двумя словами очертить его отношение к войскам: серьезная, деловая требовательность и отеческая ласка.
<…> Величественная осанка, чисто уставная, большой рост, звонкий голос, воинственный вид… но главное — умение привлечь сердца, умение кстати сказать нужное слово, ласково пошутить, подбодрить — все это производило чарующее впечатление…».
«Николай Николаевич старший непроходимо глуп».
Великий князь Александр Александрович (будущий Александр III) писал в июле 1880 года о своем дяде: «Если бы Николай Николаевич не был просто глуп, я бы прямо назвал его подлецом».
«Сперва жена влияла на него но, утратив женственность, занявшись сперва игуменьей Митрофанией и устройством с ней Покровской общины затем коровами и курами [в Знаменке], всегда грязная, в шерстяных чулках, она его отвратила».
«Послушайте, Ваш муж в полной силе; ему нужна женщина, которая могла бы ему нравиться. Теперь посмотрите же на себя, как Вы одеты!»
«Великий князь Николай Николаевич (старший) живет не у себя во дворце, а на квартире на
Почтамтской улице у своей любовницы Числовой».
Это прежде всего проявляется в поэтажном размещении ордера: первый этаж здания декорирован широкими ионическими пилястрами, второй – стройными коринфскими колоннами, третий – короткими узкими пилястрами.
Подобная равномерная, без акцентов, декоративная обработка стен создает впечатление монотонности композиции.
Несколько оживляют главный фасад дворца два выступающих боковых ризалита, обращенных к площади.
В отличие от петербургского классицизма, в котором ордер, как правило, играл объединяющую роль, укрупнял масштаб, здесь он подчинен членениям этажей и шагу окон.
Ордер дробит фасады на множество ячеек. Равнозначность элементов и дробность композиции при обилии мелких деталей – характерные особенности эклектики.
Громоздкий массив дворца тяжеловесен и инертен, но прорисовке фасадов свойственны изящество и утонченность.
Пешеходные экскурсии в Питере зимой – Интерьеры дворца.
В оформлении интерьеров мастерски обыграны разные исторические стили: ренессанс, барокко и рококо, устроен также мавританский кабинет.
«Бал у великого князя Николая Николаевича. Первый раз видел его новый дворец. Лучшая часть — лестница, впрочем, хорошо удались и большая зала и кабинет великой княгини».
В отделке внутренних помещений дворца Штакеншнейдер широко варьировал и мотивы ренессанса, и и приемы барокко, и классический ордер…
Особенно эффектна парадная лестница, украшенная колоннадами из стройных гранитных колонн с мраморными базами и лепными капителями…великолепен и Танцевальный двусветный зал с коринфскими колоннами и хорами.
Парадная лестница впечатляет динамикой пространства.
«Из преддверия по узкому и низкому входу мы попали в саму пещеру Гроба Господня. В верхней части входной ниши изображена Богоматерь, держащая тело своего Сына, снятого с креста. Потолок пещеры оштукатурен, пол цементный.
Направо от входа находится белокаменное ложе, наподобие настоящего гроба. На стене у гроба висит икона с Воскресением Христовым. В центре мраморного ложа в ковчегах хранятся святыни: камень от Гроба Господня и камень с горы Голгофы…Пещера освещена 36-ю лампадами, укрепленными на своде».
«…передать здание Ксениинского института в ведение Петроградского совета
Профессиональных союзов для нужд профессиональных организаций».