Музеи нашего города и пригородов Петербурга

Китайский дворец в Ораниенбауме

экскурсия в ораниенбаум

Китайский дворец в Ораниенбауме – уникальный памятник 18 века в России.

Трудами европейских и русских художников, искусно воплотивших идеи императрицы Екатерины II и замыслы выдающегося архитектора Антонио Ринальди, во дворце были созданы интерьеры, отличающиеся художественным совершенством и неисчерпаемой декоративной фантазией.


петербург купить экскурсию
Композиция Собственной дачи

Китайский дворец


петербург купить экскурсию
Фасады дворца

Мне вздумалось тогда развести себе сад в Ораниенбауме, и так как я знала, что великий князь не даст мне для этого ни клочка земли, то я попросила князей Голицыных продать или уступить мне пространство сто саженей невозделанной и давно брошенной земли, которая находилась у них совсем рядом с Ораниенбаумом… Я начала делать планы, как строить и сажать…”



петербург купить экскурсию
Великолепный дворцово-парковый ансамбль Собственная дача – творение зодчего Антонио Ринальди. Он приступил к сооружению ансамбля в начале 1760-х годов.

“…многие после меня без пристрастия говорят, что сад и дом мой хорош, а мне кажется, будто лучше здесь нигде нету…”


экскурсии в петербурге и пригородах
Китайский дворец, отразивший модные влияния и эстетические пристрастия 18 века, является единственным памятником в стиле рококо в России.
В интерьерах нашел применение искусственный мрамор, никогда ранее в России не использовавшийся так широко, смальта и стеклярус, которые нигде больше не использовались в таком масштабе.

Их Императорские Высочества в течение всего лета жили в Ораниенбауме, где они устроили много празднеств, итальянскую оперу, маскарады. Мадам великая княгиня… велела заложить там большой сад и увеселительный дом, строительство которого сделает честь месье Ринальди“.


экскурсии в петербурге и пригородах
Выполненная с исключительным мастерством роскошная внутренняя отделка дворца не имеет аналогий в мире. Подлинность и сохранность уникального убранства Китайского дворца делают его выдающимся памятником мирового значения.

Лейб-хирург Гийон имел обыкновение говорить о нем (арх. А. Ринальди): “В награду за этот сумасшедший проект его следует повесить на входных воротах”. Потому что касса великой княгини, из которой мосье Гийон чем чаще, тем охотнее хотел бы кое-что получать, по этой причине постоянно была пустой


экскурсии в петербурге и пригородах
К постройке Китайского дворца Ринальди приступил в 1762 году. первоначально дворец назывался Голландский домик, или “Домик маленький, собственный ее императорского величества“, или “Домик, что в Верхнем саду“.

По окончании литургии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО в провождении находящихся персон следовала в верхний сад, в новопостроенный домик в котором…приносили ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ поздравления со днем праздника и жалованы к руке. Обеденное кушанье ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВО изволила кушать в домике, как с помянутым духовенством, так и с светским, обоего пола в 42 персонах…”


экскурсии в петербурге и пригородах
Китайский дворец расположен в глубине Верхнего парка и со всех сторон окружен зеленью. В планировочной структуре ансамбля Собственной дачи он занимает несколько обособленное положение.

Природа одарила ее слишком большим умом, дарованиями и гордостью для того, чтобы она могла довольствоваться спокойствием уединения“.

экскурсии в петербурге и пригородах
Дворец сливается с окружающей природой. Практически это павильон с широко раскрытыми окнами-дверями, дающими возможность почти непосредственного общения с парком. Мощные дубы – ровесники дворца, растущие у его южного фасада, усиливают это ощущение.

“…Ея императорское величество и все прибывшая персоны следовали в верхний сад, в новопостроенный каменный домик, в котором господа чужестранные министры водимы были для смотрения покоев и в них великолепного убранства, и в то время во всех комнатах зажжено было множество больших свеч, от которых казался преизряднейший вид…”


экскурсии в петербурге и пригородах
Дворец стоит на невысоком выступающем стилобате, который образует своеобразную террасу. Она облицована гранитом плитами пудостского известняка и обнесена кованой решеткой изысканного и тонкого рисунка.

Китайский дворец в Ораниенбауме – Передняя


экскурсии в петербурге и пригородах

В центре П-образного углубления здания расположена комната, которую называли Передней.

Китайский дворец в Ораниенбауме

Это был вестибюль дворца.

экскурсии в петербурге и пригородах

Передняя – просторная комната с двумя срезанными углами и крутой высокой падугой – как бы приглашает войти во дворец.

экскурсии в петербурге и пригородах
Первоначальный художественный облик несколько нарушен – композиции кисти С.Торелли были заменены панно – картинами с архитектурными пейзажами. Однако в целом декоративное убранство Передней вводит нас в атмосферу дворца, в котором предстоит увидеть “чудо полного чудес 18 века”.

Росписи созданы крупнейшим орнаменталистом Серафино Бароцци, которому принадлежит ведущая роль в декоративном оформлении интерьеров и Китайского дворца и Катальной горки.

экскурсии в петербурге и пригородах

В Передней находится плафон “Аполлон и искусства”. В нем олицетворяется в символико-аллегорической форме гармонический союз трех искусств – архитектуры, живописи и скульптуры.

экскурсии в петербурге и пригородах

Из Передней мы попадаем в Большой зал дворца.


Большой зал


экскурсии в петербурге и пригородах

Торжественный и величавый облик Большого зала соответствует его предназначению: при Екатерине II здесь принимали представителей дипломатического корпуса и приближенных ко двору лиц.

В лепную орнаментику стен введены военные атрибуты, чтобы отразить представительскую функцию интерьера.

экскурсии в петербурге и пригородах
Помещение декорирована искусственным мрамором различных цветов и оттенков. Убранство зала дополнено пилястрами и колоннами с коринфскими капителями.

На столе представлен фарфоровый сервиз Королевской фарфоровой мануфактуры в Берлине и изделия из стекла Императорского стекольного завода.

экскурсии в петербурге и пригородах

Над дверными порталами парадной анфилады расположены мраморные барельефы, изображающие Петра I и Елизавету Петровну, намекая на преемственность их власти.

Мебель, экспонируемая в зале, относится к XIX столетию. Гарнитур из восьми канапе выполнен по рисункам архитектора Г.Г.Прейса мастером Гютоном специально для этого интерьера.

экскурсии в петербурге и пригородах
Обрамление медальонов, как и столов, из Стеклярусного кабинета, выполнено из ломоносовских смальт мастерами Петергофской гранильной фабрики под руководством Якоба Мартино.
На каминах представлены бронзовые часы французской работы в стиле Людовика XV. Часы в виде лиры выполнены известным парижским мастером Жан-Шарлем Пошоном в 1780-1785 годах. Эти уникальные часы типа скелетон позволяют рассмотреть, как работает механизм, обычно спрятанный за циферблатом.

При Екатерине II вечернее кушанье выставляли на четырех круглых столах, расставленных по периметру зала. Сегодня стол сервирован как в XIX веке, когда владельцы дворца проводили здесь торжественные обеды и ужины.

Китайский дворец в Ораниенбауме

Живописное убранство зала составляет панно, помещенные на стене с каминами. Справа – “Юнона” кисти С.Торелли, слева – “Похищение Ганимеда” работы того же художника.

Китайский дворец в Ораниенбауме

Китайский дворец в Ораниенбауме – Штукатурный покой


Интерьер характерен для ринальдиевского рококо. Белый и золоченый рокайль в сочетании со стилизованными и реалистически трактованными растительными формами четко, но не резко читается и на плоскости перекрытия, и на розовато-сиреневом фоне стен.

экскурсии в петербурге и пригородах
В лепном орнаменте комнаты нет сухости немецкого рококо. Ему как-то “свободно дышится”, он пластичен, в его кружевной лепке ощущается особенная непосредственность. Отличается он и от французского орнамента в стиле рококо – грациозного, но рассудочно-манерного.

В композиционный строй комнаты включены живописные картины-панно, посвященные любовной тематике. Они взяты в прямые рамы, равно как и эллипс плафона, органически связаны с орнаментом и цветовой характеристикой комнаты.

Орнамент, окружающий панно, строго согласован с обрамлением, а наложенные на них рокайльные лепные композиции еще больше подчеркивают единство всех элементов декоративного убранства.


Гардеробная


Комната связывает парадный вход во дворец с половиной великого князя Павла Петровича. В 18 веке зал назывался “комната, где пудрились”.

экскурсии в петербурге и пригородах
В интерьере представлены золоченые кресла французской работы из бука и ротангового полотна (“cabriolet“) были приобретены в 1768 году специально для дворца. Шкаф-бюро, выполненный в 1750-х годах в Дрездене, можно было использовать в качестве бюро, комода и туалетного стола.

В это время в Россию приходит европейская мода на напудренные парики. Пудра изготавливалась из перемолотого крахмала и в течение дня могла осыпаться. Поскольку прическу требовалось поправлять регулярно, в домах и во дворцах стали появляться помещения, предназначенные для этой процедуры.


Китайский дворец в Ораниенбауме – Зал муз


Особым изяществом отличается Зал Муз – одна из главных парадных комнат северной анфилады дворца.

экскурсии в петербурге и пригородах
У входа в Голубую гостиную художник поместил музу комедии Талию с театральной маской в руке, справа от нее – музу трагедии Мельпомену с короной и шпагой в руках.

При Екатерине интерьер назывался Живописной галереей. Стены зала украшены темперными росписями Стефано Торелли с изображением девяти муз.

экскурсии в петербурге и пригородах
На противоположной стене изображены покровительница музыки Эвтерпа с флейтой в руке и муза история и эпоса Клио с трубой и книгой.

Написанные на фоне облаков в обрамлении легких и изящных лепных украшений, изображения муз воспринимаются как отдельные картины, объединенные общим художественным замыслом.

Экскурсия в Ораниенбаум
Паркет зала

В темперной технике выполнены и живописные композиции падуг потолка. На скругляющихся с стене поверхностях запечатлены группы амуров с атрибутами античных богов, чередующихся с лепной и живописной орнаментацией.

экскурсии в петербурге и пригородах
Светлые тона паркета из 12 разновидностей древесины соответствуют общему розовато-голубоватому колориту этого полного света и воздуха помещения.

Завершает художественное оформление потолка живописный плафон. Богиня любви и красоты восседает на облаке, запряженном парой лебедей. Ее сопровождают грации.

Динамичность лепных композиций, плавность скругленных линий архитектуры зала, светлая, почти пастельная гамма росписей создают впечатление легкости и вместе с тем праздничности и нарядности.

Экскурсия в Ораниенбаум
Плафон зала Муз – “Торжество Венеры“. С.Торелли. Вторая половина 1760-х.

Всемилостивейшая Государыня…Не могу устоять против желания воспеть удовольствие испытанное мною вчера при виде трудов г.Торелли. Два плафона, изготовляемые им для Ораниенбаума, поистине увлекательны.

Есть там три грации, коих колорит, густота краски, рисунок не уступают лучшим произведениям велики мастеров…”


экскурсии в петербурге и пригородах
С левой стороны от входа в Большую антикамеру художник изобразил танцующую, словно парящую в облаках, музу танца и хорового пения Терпсихору. Справа от не представлены муза астрономии Урания и муза красноречия и поэзии Каллиопа.

Зал, сохранивший свою подлинную отделку, принадлежит к числу лучших интерьеров 18 столетия. Большие стеклянные двери придают ему сходство с парковым павильоном, декоративное оформление которого органично дополнено скульптурным убранством.


экскурсии в петербурге и пригородах
Над входом в Большую антикамеру можно увидеть древнегреческого бога солнца и покровителя искусств Аполлона.

Два мраморных бюста неизвестного итальянского мастера второй половины 18 веках установлены по сторонам двери в Большую антикамеру: справа – “Лукреция”, слева – “Клеопатра”.

экскурсии в петербурге и пригородах
В 19 столетии в интерьер были помещены две вазы розового мрамора неизвестного мастера и скульптурная группа “Мальчик на дельфине”. Это копия, созданная в 1860 году скульптором Кристианом Лотчем с оригинала Лоренцо Лоренцетти.
Нарядность интерьера подчеркивают привезенные из Китая и Японии расписные фарфоровые вазы конца 17-первой половины 18 века и золоченые табуреты, исполненные русскими резчиками по рисункам архитектора А.Ринальди.

Китайский дворец в Ораниенбауме – Будуар


Завершает малую анфиладу комнат Павла. Его художественный облик определяет ореховая облицовка стен, украшенная резьбой и декоративными росписями С.Бароцци.

экскурсии в ораниенбауме
В 18 веке это помещение было убрано живописью на холстах и носило название Живописного кабинета.

Великолепный резной орнамент из тисового дерева, композиционно связанный с изящными росписями гирлянд, цветов, фигур Дианы и Марса – еще один пример неисчерпаемых творческих возможностей художников-декораторов, работавших во дворце.


экскурсии в петербурге и пригородах
Плафон “Психея и Флора“. Якопо Гуарана.

Китайский дворец в Ораниенбауме. В стенах Будуара вставлены аллегорические картины-панно – Музыка, Живопись, Драма – работы художника Д.Гварана.


экскурсии в петербурге и пригородах
По всей видимости, живописная отделка была исполнена “для комнаты, отделанной деревом” Серафино Бароцци в 1767 году.

Будуар, прозванный в 18 веке Живописным кабинетом, и смежный с ним Кабинет Павла, называвшийся в то время Кабинетиком, – последние помещения покоев великого князя.


экскурсии в петербурге и пригородах

В 1855 году здесь появился камин, исполненный по рисунку архитектора Ю.А.Боссе. Значительная часть поверхности стен – это не орех, а сандал и олива, которыми фанерованы большие (верхние) панели и входные двери.


экскурсии в петербурге и пригородах

Орех, темный и светлый грецкий, использован в отделке малых (нижних панелей) и нижнего цоколя соответственно.

Панели украшены резьбой с тонкой профилировкой в виде растительных побегов.

экскурсии в петербурге и пригородах

В составе этих композиций даны живописные вставки в виде гирлянд и корзин с цветами и птицами, а по сторонам от камина изображены фигуры Марса в военных доспехах и Дианы с копьем. Росписи выполнена масляными красками.

экскурсии в петербурге и пригородах

Штофная опочивальня


Штофная опочивальня в Китайском дворце располагается в анфиладе жилых покоев Павла Петровича. В альковной части, отделенной драпировкой, находится кровать.

Арка алькова оформлена в виде трельяжной полуциркульной беседки, увитой цветущими побегами вьющегося растения.

Китайский дворец в Ораниенбауме

В 18 веке комната была декорирована штофом “по селадоновому”, то есть голубовато-зеленоватому, грунту.


экскурсии в петербурге и пригородах

Сохранившиеся фрагменты отделки Китайского дворца в Ораниенбауме селадонового цвета, покрытые росписью 18 века, видны на панелях в нижней части стен.


экскурсии в петербурге и пригородах

В 19 веке владельцы изменили назначение оформление помещения на свой вкус. При великих княгинях Елене Павловне и Екатерине Михайловне здесь располагалась сначала Туалетная, потом Уборная.


китайский дворец в ораниенбауме
Китайский дворец в Ораниенбауме. Интерьер украшен плафоном “Урания, обучающая юношу” кисти Доменико Маджотто. На полотне изображена муза астрономии, парящая в облаках. Форма четырехлистника, у которой выполнена картина, повторяется в рисунке центральной композиции паркета, исполненному русскими мастерами.

В 1895 году благодаря обновленной внутренней отделке комната стала именоваться Новой опочивальней.

китайский дворец в ораниенбауме

Тканное убранство комнаты заменено на живописное при реконструкции дворца в 1855-1857 годах.

экскурсии в петербурге и пригородах
Декоративное панно “Разоритель птичьих гнезд“. Л.Х.Фрикке, И.П.Келер. Россия.1855-1857.

Справа, при входе в Штофную опочивальню, помещено панно “Разоритель птичьих гнезд”, выполненное художниками с гравюры Франсуа Буше, которая, в свою очередь, была сделана по живописному оригиналу французского мастера эпохи рококо Антуана Ватто.

экскурсии в петербурге и пригородах
Соломенные панно (на стене слева). Мастерская Мари де Шель. Россия, Санкт-Петербург. 1762-1764.

Редчайшими образцами прикладного искусства являются соломенные панно, которые были объединены в единую декоративную композицию.

Панно созданы в технике вышивки синелью (разноцветным ворсистым шелком) по золотой рисовой соломке.

экскурсии в петербурге и пригородах

Прототипом живописного панно “Качели”, помещенного на стене напротив, стала гравюра Жака Филиппа Леба “Девушка на качелях”.

Пространство над окнами декорировано живописным полотном “Амур на дельфинах”.

экскурсии в петербурге и пригородах

Китайский дворец в Ораниенбауме – Малый китайский кабинет


Расположен рядом со Штукатурным покоем.

Объемно-пространственная композиция, декоративное убранство, мебель, исполненная по рисункам Ринальди, – свидетельство того, что зодчий лишь использует декоративные мотивы китайского искусства, ни в коей мере не стремясь к подражанию ему.

китайский дворец в ораниенбауме

Особенностью декоративного убранства Малого китайского кабинета и Китайской опочивальни является расписной шелк в обрамлении накладной резьбы в форме меандра различных видов.

Китайский дворец в Ораниенбауме
Малый китайский кабинет

В полном соответствии со структурой кабинета находится его декоративное убранство. Геометрических очертаний кессоны и фигурные ячейки украшают перекрытие, а стены комнаты декорированы накладной деревянной резьбой в виде геометрического меандра.

Паркет Китайского дворца
Плафон “Фортификация”, работы Г. Дициани, в аллегорической форме прославляет одну из областей науки.

Фантастические лепные птицы, вазы с цветами, стилизованный растительный орнамент дополняют убранство комнаты.

китайский дворец в ораниенбауме

В композицию паркета, набранного из 15 ценных пород дерева, также введен геометрический орнамент.

Небольшие вставки в виде деревянных плакеток с китайскими иероглифами, врезанными в паркет, придают ему своеобразие.


Голубая гостиная


Расположена рядом с праздничным Стеклярусным кабинетом. Контраст разителен. В комнате находятся большие живописные полотна, исполненные в 1863 году художником А.Е. Бейдеманом.

Китайский дворец в Ораниенбауме

Центральный медальон паркета повторяет рисунок рамы плафона, составленной из четырех дугообразных линий.

Остальная плоскость пола вторит лепке перекрытия.

Дворец в Ораниенбауме паркет
Великолепно выполненные, отмеченные композиционным единством и цельностью, паркет и перекрытие Голубой гостиной придают комнате несомненную художественную ценность.
Китайский дворец в Ораниенбауме
Китайский дворец в Ораниенбаумех
Китайский дворец в Ораниенбауме. В прямоугольном заглублении средней части потолка плафон “Время, похищающее Истину”, написанный Ф. (Дзуньо) Цуньо.

Вкус и рука Ринальди в полной мере ощущаются в решении перекрытия и паркета гостиной.

Китайский дворец в Ораниенбауме

От первоначальной отделки в комнате сохранились наддверия: “Итальянский пейзаж” Ф.Цукарелли, “Нептун” и “Амфитрита” и картина “Два амура” над зеркалом.

Китайский дворец в Ораниенбауме
Десюдепорт “Амфитрита”. Я. Гуарана. Италия. Середина 18 века.

Стеклярусный кабинет


ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО соизволили допускать на аудиенцию цесарского министра князя Лобковича в комнате, что обои стеклярусовые. По сем ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО соизволила выдти в залу, в которой господ чужестранных министров жаловать соизволила к руке, а потом в Китайском угловом зале забавлялись в карты на 6-ти столиках до 9-ти часов...”

Стеклярусный кабинет в Ораниенбауме

Вскоре после восшествия на престол Екатерина издала указ “об отдаче находившихся при дворе золотошвей в смотрение и для исправления должности к мадам де Шель”, бывшей актрисе французской труппы.

Китайский дворец в Ораниенбауме
В течение двух лет, с июля 1762 года по апрель 1764 года, над созданием панно работали девять русских золотошвей: Анна Андреева, Авдотья Логинова, Авдотья Петрова, Татьяна и Лукерья Кусовы, Прасковья и Матрена Петровы, Клеопатра Данилова, Марья Иванова.

В феврале 1763 года де Шель получила “за всю выполненную работу 4100 рублей”, а в мае 1764 года императрица постановила выдать француженке еще “1000 рублей за работу и отпустить в отечество…”

Китайский дворец в Ораниенбауме
Декоративные элементы представляют собой неизменные атрибуты “китайщины”: легкие зонтики, мостики, пагоды, трельяжные решетки и беседки, увитые цветами, а сами птицы отдаленно напоминают пернатых на вазах. Рисунки к стеклярусным панно исполнил в 1762 году Серафино Бароцци.

Стеклярусная комната получила свое название благодаря 12 панно, которые украшают три стены интерьера (десять больших полотнищ и две композиции над дверями).

Китайский дворец в Ораниенбауме

Основой этих декоративных картин служит холст, по которому сделана вышивка разноцветным ворсистым шелком – синелью и стеклярусом – цилиндрическими трубочками молочного стекла различной длины (от 2 до15 мм.).

стеклярусный кабинет
На искрящемся фоне в обрамлении растительного орнамента даны причудливые декоративные композиции с изображением сказочных птиц среди фантастического пейзажа. Для оформления стеклярусного фона панно было использовано более 2000000 стеклянных трубочек жемчужного цвета.

Благодаря крученому ворсистому шелку создается впечатление объемности оперенья птиц и всего декоративного орнамента. Безукоризненно подобрана цветовая палитра шелковых нитей.

стеклярусный кабинет
В отделке кабинета стеклярус, словно драгоценные камни, нашитые на холст, является лишь фоном, который подчеркивает и усиливает впечатление от самой вышивки, выполненной с удивительным мастерством и изяществом.

В противовес холодному блеску стекляруса вышивка выполнена в мягких, пастельных тонах с преобладанием золотисто-бежевого оттенка.

китайский дворец в ораниенбауме
По указу Екатерины II в 1765 году М.В.Ломоносову было уплачено “за стеклярус, сделанный на его фабрике, для убора летнего дому – 18 рублей“.

Стеклянная поверхность столов набрана в технике флорентийской мозаики. Консоль и столик с изображением книг украшены агатом и ониксом.


“…Бывшего статского советника Михаила Васильевича Ломоносова за поставленные фабрики его на делание мозаичных работ разных колеров стекла в прошлом 1767 году 10 за каждый пуд по 5 рублей всего 50 рублев...”


Розовая гостиная


В нее мы попадаем из Голубой гостиной. О былом убранстве гостиной мы можем судить сейчас по сохранившейся лепной орнаментации перекрытия, живописному плафону “Диана” художника Г.Дициани, двум наддверным панно – “Амур с птичкой” и “Амуры,играющие в мыльные пузыри” и паркету (сделан заново в 1819 году по первоначальному рисунку).

экскурсии в петербурге и пригородах
В гостиной находятся два портрета Екатерины Второй – камерный, написанный П.Ротари, и парадный – копия работы художника В.Эриксена. Есть здесь портрет медика И.Лестока и дипломата А.П.Бестужева-Рюмина.

Мотив трельяжной сетки, введенный в рисунок паркета, орнаментику перекрытия и наддверия, способствует стилистической цельности интерьера, внося в него рокайльный элемент.


Большой Китайский кабинет


В 18 веке назывался Китайской галереей. Завершает парадную анфиладу дворца с запада. Композиционный строй зала характерен для творческого почерка Ринальди. Углы зала округлены, пологая падуга соединяет стены с потолком.

Плафон и паркет оформлены в полном соответствии друг с другом.

экскурсия в ораниенбаум
Зал, который назывался в 18 веке Китайской галереей, завершает парадную анфиладу дворца с запада.

Облик зала фантастичен. Это достигается приглушенным дневным светом, буквально ощутимой плотностью отделочного материала – дерева и характером остального убранства.

Декор зала напоминает чудесную деревянную шкатулку.

экскурсии в ораниенбауме
Композиционный строй интерьера характерен для творчества Ринальди. Углы зала округлены, пологая падуга соединяет его стены с потолком. Плафон кабинета и паркет оформлены в полном соответствии друг с другом.

Плафон кабинета, написанный братьями Серафино и Джузеппе Бароцци, называется “Союз Европы и Азии”.

Китайский дворец в Ораниенбауме

Плафон написан в звучной и богатой цветовой гамме, напоминает фантастическую театральную сцену. Он великолепно согласован с не менее фантастическим и красочным решением всего интерьера.

экскурсии в ораниенбауме

Восточные мотивы наиболее ярко представлены в интерьерах, расположенные в западной части дворца, на половине Екатерины.

Большой китайский кабинет украшают наборные деревянные панно, выполненные в технике мозаики из пластинок разных пород дерева с инкрустацией моржовой костью.

китайский дворец в ораниенбауме

На панно представлены галантные сценки из жизни китайцев на фоне пейзажа. Эти композиции созданы группой русских мастеров во главе с И. Шталмеером, возможно по рисункам С. Бароцци, который расписывал падуги в этом зале.

китайский дворец в ораниенбауме
На падугах вдоль плафона расположены гирлянды тонкого рисунка. Рама плафона выпуклая, белая, орнамент ее позолочен, так же как и вся орнаментальная скульптура перекрытия.

Стены комнаты украшают 12 деревянных панно тончайшей наборной работы. Лица китайцев и деревья выточены из слоновой кости. По всей вероятности, что работа штатного столяра Собственной дачи Якова Ланга.

китайский дворец в ораниенбауме

Панно составлены из пластин карельской березы, палисандра, персидского ореха, амаранта и самшита.

китайский дворец в ораниенбауме

Темно-желтый цвет набора со вставками коричневых оттенков или покрытыми зеленой краской и как бы “точечными” включениями пластин слоновой кости создает ощущение плотности материала.

китайский дворец в ораниенбауме

Панно “повествуют” китайские бытовые сценки с небольшим количеством фигур на фоне пейзажей.

китайский дворец в ораниенбауме

Увлечение китайским и японскими мотивами захватило всю Европу с конца 18 века. В искусство России эта мода проникает не только через посредство западных мастеров, работавших здесь, но и благодаря связям России с Востоком.

китайский дворец в ораниенбауме

Однако подражание китайскому искусству было весьма произвольным, чему свидетельство и Большой Китайский зал.

Китайский дворец в Ораниенбауме
Китайский дворец в Ораниенбауме
Китайский дворец в Ораниенбауме

Кабинетик Павла Петровича


Рядом со Штофной опочивальней со стороны алькова расположен Кабинет Павла. Он невелик, обособлен от остальных помещений и удален от оси малой анфилады.

Стены декорированы деревянными и мраморными китайскими панно, потолок в форме купола украшен плафоном-тондо “Геометрия”, выполненным Гаспаре Дициани в 1760-х годах.

китайский дворец в ораниенбауме
Приспособленный под Ванную кабинетик сохранил свой первоначальный вид. Щедро освещенный с двух сторон дневным светом, с куполообразным перекрытием, он похож на павильон-беседку.

Кабинет украшен холстами с росписями С.Бароцци. Изобретательно вкомпонованные в его стены китайские мраморные и деревянные плакетки с различными изображениями и иероглифами оправдывают другое наименование комнаты – Китайская.


китайский дворец в ораниенбауме
Плафон “Геометрия”. Г. Дициани. Италия. 1760-е годы.

Панели кабинета также расписаны по холсту. На них изображены однотонные, выдержанные в светло-коричневых тонах медальоны с античными сценами.

Китайский дворец в Ораниенбауме

Портретная


Зал напоминает небольшую картинную галерею. В стены Портретной вкомпоновано 22 портрета девушек разных национальностей, исполненных итальянским художником Пьетро Ротари.

Плоскости стен от связал в единую композицию орнаментом. Белая с золотом лепка, в которой, как всегда у Ринальди, элементы рокайля соседствуют с реалистическим и стилизованным растительным орнаментом, заполняет их стены, и падугу перекрытия.

экскурсия в ораниенбаум
В отличие от строгой шпалерной развески картин, здесь Ринальди разместил картины свободно.

Кроме лепнины, интерьер объединяет и живопись, которая тонально перекликается с паркетом, решенным в светлой гамме (рисунок претерпел изменения), и с плафоном. Картины П.Ротари связаны с плафоном тематически.

экскурсии в петербурге и пригородах

“…место, занимаемое Китайским домиком, все еще дышит каким-то особым очарованием и располагает посетителя к тихой задумчивости и настраивает его к мечтательности… Нынешняя высокая хозяйка Ораниенбаума не менее заботиться о сохранении драгоценного домика великой Екатерины в его первобытном виде“.


Другие экскурсии в Петербурге и пригородах





Экскурсии и достопримечательности

Дворцы Санкт-Петербурга – Аничков дворец

admin

Музей Н.А.Римского-Корсакова

admin

Памятники архитектуры Петербурга – Главный штаб и министерства

admin

Обзорная экскурсия в Петербурге – Михайловский замок

admin

Екатерининский парк в Царском Селе – Эрмитаж

admin

Памятники Гатчины – Музей П.Е. Щербова

admin

Петергоф – музей “Государевы потехи”

admin

Нижний парк Петергофа – Музей императорских яхт

admin

Усадьбы Петербурга – музей-усадьба “Приютино”

admin