Особняк Кочубея на улице Чайковского
Пешие прогулки в Санкт-Петербурге: “Двухэтажный особняк с центральным ризалитом, в котором расположен парадный вход, обращает на себя внимание не обилием деталей отделки, а благородством форм.
ул. Чайковского, 30
Нижний этаж кажется немного утяжеленным из-за оформляющей его рустовки.
Зато верхний этаж выглядит легким и более высоким благодаря высоким и узким сдвоенным окнам с полукруглым завершением.
Интерьеры особняка. Пешие прогулки в Санкт-Петербурге.
Новый особняк построили в 1844-1846 годах для князя Льва Викторовича Кочубея. Начал работу архитектор Р.И. Кузьмин, а завершил ее Г.А. Боссе.
Фасад, решенный в формах ренессанса, облицован нудистским известняком. К главному корпусу примыкает галерея, ранее служившая зимним садом, а ныне — зал собраний.
Ее фасадная стена прорезана высокими и широкими окнами.
Сдержанное оформление фасада контрастирует с богатой отделкой внутренних помещений.
Лев Кочубей, сын министра внутренних дел Виктора Павловича Кочубея, в то время уже гвардии полковник в отставке. В 1853 году в обществе получил известность связанный с ним случай.
Он уволил управляющего своим имением Игнатия Зальцмана и не заплатил ему положенного жалованья.
Когда Зальцман стал требовать заработанных денег, Кочубей ранил его выстрелом в грудь. Зальцман подал жалобу царю.
Но судебному преследованию подвергся не Кочубей, а Зальцман, якобы написавший донос на своего бывшего хозяина.
Многие осуждали Кочубея за его поступок.
Декабрист А. Б. Бриген писал тогда: «Вчера я видел крупного землевладельца из Полтавы, который сказал, что полтавской знати стыдно видеть во главе ее в качестве предводителя дворянства (Леона Кочубея) человека, покрывшего себя позором бесчестия в истории, бывшей у него с управителем, в которого он выстрелил из пистолета».
Одна из первых работ Л.Н. Бенуа — создание интерьеров особняка… Чертежи и рисунки внутренней отделки особняка Л.Н. Бенуа представил в Обществе архитекторов. Наиболее интересен по своей художественной отделке концертный зал, расположенный во втором этаже.
Мраморный камин сохранился, как неотъемлемая часть интерьера того времени. Помещения первого этажа также художественно отделаны, одно из них украшали степные панно работы И.К. Айвазовского, переданные в 1920 году в музеи”.
Лепка в стиле рококо оформляет стены, падуги и потолок. Плафон представляет богиню утренней зари Аврору. Это работа Г.И. Семирадского.
В стены вделаны зеркала в золоченых обрамлениях.
Наборный паркет выполнен из ценных пород дерева. Рядом расположен зал с трехгранным выступом, его украшают лепка, живописный плафон и десюдепорты.