Пешеходные экскурсии по улицам Петербурга
Пешеходная экскурсия по ул. Чайковского: Авторы проекта перестройки архитекторы В.И. Шене и В.И. Чагин.
Со стороны улицы здание имеет два, а со стороны двора три этажа.
Над лицевым корпусом возвышается высокий шатер кровли.
Архитекторы: Шене В. И., Чагин В. И. Год постройки: 1896-1897
“В 1896 году дом у надворного советника Кондоянаки за 300 тысяч рублей приобрела В.П. Кельх, позднее владельцем его числился ее муж А.Ф. Кельх…Александр Фердинандович…происходил из немцев лютеранского вероисповедания.
Пешеходная экскурсия по улице Чайковского – дом Кельха
Фасад решен в стиле французского ренессанса и облицован песчаником – красным цокольный этаж, светло-серым верхние этажи.
Из песчаника выполнены сложные резные детали.
Фасады, обращенные во двор, выполнены в формах готики.
В 1903 году архитектор К.К. Шмидт построил ажурный готический декоративный павильон, он замыкает перспективу двора и выделяется на фоне кирпичной стены.
Интерьеры
Интересны интерьеры дома – главная лестница с мраморными перилами, кабинет с кессонированным плафоном и камином, оформленным мраморными статуями – Утро, Полдень, Ночь – работы скульптора Марии Диллон, гостиная с лепным плафоном и живописными вставками, столовая с отделкой в готическом вкусе.
Планы помещений сохранились (с небольшими изменениями) от особняка Кондоянаки, но оформление интерьеров подвергалось полной переделке в 1896-1897 годах, и завершено было в 1903 году.
При их создании архитекторы обращаются к модному на рубеже веков «историзму», выдерживая оформление каждого помещения в определенном стиле и стараясь сохранять его во всех элементах.
Хозяева не считались с затратами, поощряли использование самых разнообразных отделочных материалов, как отечественных, так и привозных. Здесь мы не встретим искусственного мрамора и отделку «под дерево» – только естественный камень и разные породы дерева.
Парадная лестница и вестибюль
Приглашались лучшие и самые модные архитекторы, каменных дел мастера, живописцы, скульпторы, резчики. Делались заказы лучшим фирмам по изготовлению люстр и светильников, витражей и мебели.
Вестибюль с улицы попадают, как и прежде, открыв тяжелые дубовые резные двери с витражами в верхней части створок. Сразу поражает облицовка пола и стен вестибюля и лестницы итальянским мрамором разных цветов – белого, розового, серого, коричневого.
Затем взгляд приковывает прихотливый, характерный для модерна, изгиб беломраморной лестницы. Стены вестибюля оформляют четыре живописных полотна с романтическими пейзажами. Между ними – лепной декор.
Беломраморная парадная лестница причудливо из гибаясь поднимается на второй этаж. Она оформлена резьбой и имеет несколько пьедесталов. Сочетание белого
мрамора лестницы и розовых с коричневым обрамлением панелей на стенах создает изысканную цветовую гамму.
На нижнем пьедестале можно увидеть подпись изготовителя – владельца московской камнерезной мастерской – Георгий Лист, Москва.
Объем лестницы завершает потолок со световым фонарем в центре, где помещен витраж с полихромной арабесковой композицией.
На потолке роспись тоже в виде арабескового орнамента. Желание поразить богатством и роскошью уже при входе в особняк проявляется в перенасыщении этого интерьера предметами декора.
В тимпанах полуциркульных пространств под потолком помещены 10 живописных полотен с изображением молодых женщин в костюмах разных исторических периодов и разных времен года.
На переднем плане – беломраморная балюстрада с вазами и цветами, вниз отходит лестница, парапет которой обвит вьющимися растениями.
Напротив главного входа на уровне второго этажа находится живописное панно, состоящее из двух частей, с изображением морского пейзажа.
Слева видны южные деревья – пинии, кипарисы и расположенный вдали город В центре второй части – залив с парусниками. На заднем плане – горы и курящийся вулкан. Вероятно, это Неаполитанский залив и Везувий.
В нишах западной стены – мраморная скульптура конца XIX века – Пробуждение и Венера Италийская (копия с одноименного произведения скульптора Каковы).
С восточной стороны лестничный объем ограничен аркадой. Опорами арок служат сдвоенные колонны ионического ордера, и пилястры на стенах. Нижняя часть
колоннады оформлена изящной решеткой.
Еще одна ниша в богатом лепном обрамлении также предназначалась для скульптуры, но позднее была заслонена зеркалом (на площадке второго этажа).
По сторонам зеркала находятся два постамента, на которых помещены канделябры золоченой бронзы с фигурой крылатой богини победы Ники, стоящей на шаре.
Белый зал
Оформление этого интерьера решено в стиле “второго рококо” и поражает необыкновенным разнообразием используемых форм и насыщенной пластикой.
Стены оформлены мраморными пилястрам и ионического ордера, обогащенными позолоченными стеблями с цветами в каннелюрах и скульптурными изображениями мужских и женских голов в капителях.
Стены украшают лепные композиции в виде букетов цветов, листьев аканта, букетов с включением музыкальных инструментов, лука со стрелами…
В полуциркульных углублениях под потолком помещены скульптурные композиции с играющими путти.
Богата и пластически насыщена отделка коробового перекрытия с распалубками и лепным декором.
Между окнами помещены огромные зеркала, отражающие и умножающие блеск и роскошь зала.
Наборный паркет из разных пород дерева (красное дерево, самшит, амарант, орех) на основе бука выполнен в виде ковра с центральной розеткой, пышными угловыми композициями с цветами и листьями, объединенными каймой бордюра и сетчатым декором по остальному полю.
Придает неповторимость интерьеру и «создает его настроение* великолепный камин светло-серого итальянского мрамора, имеющий авторскую подпись «М, Dillon, 1899», Мария Львовна Диллон – первая женщина в России, окончившая Академию Художеств по классу скульптуры.
Созданный для особняка Кельха камин в Белом зале и 3 женских фигуры в нишах на лестнице относятся к числу лучших ее работ.
Они не были широко известны в связи с закрытостью особняка для публики. Камин Белого зала представляет собой композицию из трех частей: камина, надкаминной полки со скульптурной группой и надкаминного панно с многофигурным барельефом.
Топка камина выполнена в виде мраморной раковины, внутри которой на держателе в виде скрученных листьев аканта закреплена раковина из полированной латуни.
Нижний ярус камина оформлен волютами. На каминной полке – скульптура Пробуждение весны.
Готическая столовая
Это самое романтическое и запоминающееся помещение особняка. Огромный прямоугольный зал занимает большую часть второго этажа дворового флигеля.
Выдержанный архитекторами Чагиным и Шене в формах готики интерьер отличается изощренностью фантази и и совершенством исполнения.
Стенные панели, потолок, мебель, обрамление дверных проемов и выхода на эркер выполнены из орехового дерева.
Богатство цветовых оттенков, сложная композиция оконных переплетов, темный цвет ореха с множеством резных элементов, скульптур, горельефов. Все это создает атмосферу таинственности, загадочности.
Огромный камин напоминает о средневековых рыцарских замках, где в топки каминов можно было помещать целые древесные стволы.
Топка его облицована отделочным кирпичом желтого цвета. Обрамление – трехъярусное, резное. Первый ярус оформлен колоннами – средний представляет сложный антаблемент с геральдической композицией в виде щита с монограммой хозяев под рыцарской маской.
Щит поддерживают геральдические животные – олень и единорог. По сторонам средней части – две консоли, оформленные резными гирьками, на которых установлены фигуры мужчины и женщины в средневековых одеждах под резными балдахинами.
Верхний шатровый ярус оформлен резьбой в виде стилизованного орла.
Необычайно интересен рисунок наборного паркетного пола. Он представляет собой квадраты, в центре каждого из которых – стилизованное изображение орла или льва.
Здесь впервые ощущаешь грандиозность замысла и подлинные размеры этого великолепного интерьера.
Конструкция оригинального перекрытия этого зала представляет собой композицию из пяти килевидных арок. Распор свода сдерживается своеобразными горизонтальными аркбутанами, опирающимися на консоли восточной и западной стен.
Консоли декорированы гирьками и фигурами химер, трубящих в рог.
Стрельчатые окна на западной стене столовой представляют сцены из рыцарских времен. Композиция оформления северной стены (расположенной напротив входной двери) включает буфет, арки выхода в соседнее помещение и на винтовую лестницу,
ведущую на антресоли, 4 открытые полки, 2 двустворчатых закрытых шкафчика (размещенных под полками).
Верхняя часть резной декорации служит ограждением антресолей, где был установлен концертный орган. Зал освещают две огромные люстры в виде ажурных ободов, выполненные из сплава шпиатра и небольшой светильник из этого же сплава, помещенный в эркере.
Яркий колорит, экспрессия, бурная динамика отличают витраж южной стены помещения, сюжет которого – «Вакханалия».
Ценнейшим и ярким дополнением интерьера являются 8 прекрасно сохранившихся витражей, выполненных в 1898 году.
Для столовой выполнил витражи Эрнест Тоде…Столовую в доме…украсил витраж с изображением Вакха, вакханок, фавнов на фоне зеленого луга.
Парадный кабинет
Верхний или парадный кабинет расположен в центре второго этажа основного корпуса и обращен окнами во двор. Интерьер его выполнен в стиле барокко.
Для оформления использовано ореховое дерево (как и в Готической столовой). Но элементов готики мы здесь не встретим.
В оформлении дверей и центрального окна использованы колонны коринфского ордера. Представляет интерес декор потолка.
Наряду с резными композициями из дерева в виде цветов, листьев, гирлянд, розеток, здесь в крестообразных филенках потолка помещены изображения совсем необычных предметов декора – грабель, молота, косы, лопаты, мастерка, лейки, композиции со щитом, перегороженным косой перевязью на две части, в одной из которых (в правой) помещена шестиконечная звезда.
Над дверью, ведущей из готической Столовой, помещено резное изображение здания с полуциркульными, а не стрельчатыми завершениями.
Наиболее интересная деталь интерьера – монументальный камин из лабродорита. Образцом для него по служил камин в одном из залов Ратуши в городе Брюгге, выполненный известным мастером XVI века Ланселотом Блонделем.
В резном трехъярусном обрамлении камина использованы колонны, на которых покоится антаблемент и сложная многофигурная композиция – в третьем.
В центре ее ниша, в глубине которой – изображение ворот, перед которыми стоит рыцарь, держащий в поднятой руке меч. По сторонам ниши – пилоны с изображением гениев с венками.