Музеи Петербурга и пригородов

Собор Воскресения Христова на Крови

экскурсии в петербурге

“Это одна из ведущих доминант в силуэте левобережной части города. Живописная композиция здания активно включается в панорамы Марсова поля и верхнего течения Мойки, пестрый хоровод его глав возносится над Михайловским садом и соседними кварталами… Он буквально приковывает внимание беспокойной динамичной группировкой объемов, насыщенным многоцветным убранством и, главное, неожиданным вторжением легко узнаваемых древнерусских форм в классицистическую среду центра города.

… Храм – мемориал, который воздвигался для “увековечения памяти о мученической кончине царя-освободителя”, призван был дидактически выражать охранительные начала самодержавия и православия, а также идеи всеобщего покаяния и преодоления смерти – через Воскресение. Поэтому в образной структуре церкви нет семантически нейтральных или идеологически немотивированных элементов.

В история отечественной архитектуры храм Воскресения Христова вошел как одно из ключевых, программных произведений позднего этапа эволюции “русского стиля”. В этом памятнике сфокусирована сложная проблематика национальных исканий конца XIX в. Здание также представляет собой уникальный образец синтеза искусств. Созданный здесь крупнейшим ансамбль мозаик явился важной вехой в развитии монументально-декоративного искусства.

Храм-памятник представлял собой грандиозный полифункциональный комплекс, включавший собственно церковь, мемориальную зону, музей и хранилище, галерею для шествий и колокольню.

Стены и детали фасадов облицовывались долговечными прочными материалами: эстляндским мрамором… , орнаментированным кирпичом… , изготовленным на Зигерсдорфских заводах в Германии, и цветными плитками, заказанными Императорскому фарфоровому заводу. На петербургском металлическом заводе были смонтированы конструкции куполов и железный каркас шатра. В 1896 г. началась отливка колоколов на заводе П.Н. Финляндского. Оригинальным новшеством явилось покрытие глав эмалированными медными пластинами. Яркие полихромные купола создавались 1896-1898 гг. на фабрике А.М. Постникова в Москве, там же были изготовлены и золоченые кресты.

В 1905-1907 гг. по рисункам художника И.И. Смукровича выполнены входные двери из накладной бронзы, инкрустированной серебряным орнаментом.

экскурсии спб
экскурсии спб
экскурсии спб

Одновременно велась внутренняя отделка с использованием более десятка пород самоцветов… Шатровую сень над “памятным местом” создавали с 1893 г. мастера Колыванской, Екатеринбургской и Петергофской гранильных фабрик. Мраморный иконостас (установлен в 1901-1907 гг. ) был изготовлен в Генуе, царские врата из чеканного серебра с эмалью – мастерской братьев Грачевых, кресты из топазов – на Петергофской фабрике… Наборный мраморный пол создавался в 1902-1903 гг. тоже в Генуе фирмой Дж. Нуови. Оборудование храма было сделано с учетом новейших технических достижений. Систему пародухового отопления разработала контора инженера С.Я. Тимоховича,электрического освещения – Русское общество “Шукерт и К”. Металлическую корону для электроламп в главном куполе изготовили на фабрике Берто”.


Б.М. Кириков. Архитектура Петербурга конца XIX – начала XX века. Эклектика. Модерн. Неоклассицизм. СПб., Коло. 2006.

ночные экскурсии по санкт петербургу
экскурсии спб

Экскурсии и достопримечательности

Дом-музей Н. Римского-Корсакова в городе Тихвине

admin

Летний сад

admin

Кунсткамера. Музей анропологии и этнографии им. Петра Великого

admin

Музей петербургского авангарда

admin

Приоратский замок

admin

Особняк Матильды Кшесинской

admin

Готическая Капелла в парке Александрия

admin

Музей В. Набокова

admin

Дача Китаева. Мемориальный музей-дача А. С. Пушкина

admin