Коттедж в Петергофе
Экскурсия по паркам и усадьбам Петергофа: “Строить на месте, где Меншикова руина,сельский домик или так называемый котичь со всеми хозяйственными заведениями, с присоединением парка”.
Коттедж – главное архитектурное сооружение Александрии, расположен на краю естественного берегового уступа.
Этот маленький дворец органично слит с рельефом парка и окружающими деревьями.
“Жизнь в Большом Петергофском дворце для меня невыносима. Чтобы отдохнуть от его тяжеловесной роскоши, я выпросила эту скромную обитель. Нигде я не была счастлива, как здесь”
Экскурсия по паркам и усадьбам Петергофа. Фасады Коттеджа.
Дворцовую представительность трехэтажному Коттеджу придает не внушительность размера, а соразмерность и изящество всех частей здания и их декора.
Эркеры, балконы, террасы, статуя и другие украшения делают здание легким и грациозным.
Компактное здание Коттеджа имеет три этажа (третий этаж – мансардный).
Высокая, со скатами кровля, восемь треугольных островерхих фронтонов и два стрельчатых навеса придают его силуэту подчеркнутую живописность и оригинальность.
Главный (южный) фасад Коттеджа, обращенный в сторону парка, имеет четкое трехчастное членение.
Его центральная часть выделена пятиступенным щипцовым фронтоном с люкарной, полукружным гранитным крыльцом и чугунным портиком со стрельчатой пятипролетной аркадой, разделенной квадратными ажурными столбами.
“Первый объект, к которому м-р Менелас, архитектор, направил наше внимание, был очаровательный и живописный коттедж, построенный им самими, в котором доминирует готический стиль.
В царствование императрицы, которой одинаково были чужды хвастовство и помпа, воздвигнут этот простой, однако исполненный хорошего вкуса дворец, где она могла вкушать настоящий комфорт и удовольствие, присущие сельскому уединению.
Наружный вид весьма легок и элегантен. Он поднимается в центре холмика, обращенного к заливу и мягко ниспадающего к большому цветочному саду…”
Восточный фасад Коттеджа аналогичен западному, но несколько видоизменен пристроенным в 1842 году по проекту Штакеншнейдера Столовым залом и “мраморным балконом” – открытой террасой.
На террасе установлен двухъярусный мраморный фонтан со скульптурой из белого каррарского мрамора.
Эта терраса сложена из кирпича, облицованного каменными блоками и выстлана мозаикой геометрического рисунка из разноцветного мрамора.
Фасад Столового зала с стороны террасы декорирован нишей с фронтоном, окаймленным лепкой – зубчатыми листьями и виноградной кистью.
В нише установлена мраморная статуя “Мадонна с младенцем” резца известного русского скульптора И.П.Витали.
“…здесь играют в буржуазную и сельскую жизнь…предаются иллюзии жить, как простые смертные”.
Интерьеры
Эта характеристика относится и к интерьерам дворца. В его первом этаже десять помещений: Вестибюль, Камер-юнгферская, Туалетная, Опочивальня, Кабинет, Гостиная, Библиотека, Приемная, Малая приемная, Столовый зал с буфетом.
Во втором этаже тоже десять комнат и два крытых балкона. Здесь находятся кабинет Николая I, комнаты наследника, дочерей, ванная. В третьем этаже располагаются Морской кабинет с балконом, гардеробные и жилые помещения придворного персонала.
Лестница
Посреди Коттеджа устроена чугунная лестница со сквозными фигурными перилами, прорезающая весь объем здания и связывающая все этажи и комнаты.
На стенах Лестницы изображены перспективы зала средневекового замка: пучки тонких профилированных колонн с гербами Александрии, своды с нервюрами и кессонами, стрельчатые арки.
Гостиная
Особым изяществом отличается декоративная обработка потолка Гостиной. Вся его поверхность занята большими и малыми кругами и полукружьями, разделенными полосами растительной орнаментики.
Кружевной полог Гостиной зрительно поддерживается аркатурным поясом фриза. Круги и полукружья заполнены расходящимися радиусами и идущими по окружности прихотливыми завитками.
В Гостиной находится один из знаменитых экспонатов петергофских музеев – Потсдамский кубок. Это произведение прикладного искусства выполнил из серебра ювелир Г.Хоссауэр.
Кубок украшен эмалевыми гербами родовитых участников театрализованного “рыцарского турнира” устроенного в 1829 году в Потсдаме прусским королем и честь русской императрицы.
Библиотека
Одну из ее стен занимает огромный книжный шкаф, по оформлению напоминающий церковные хоры средневековых соборов.
Шкаф и письменный стол воссозданы по проекту архитектора И.Н. Бенуа. На письменном столе многочисленны изделия из бронзы работы французских мастеров, выполненные в 1820-1830-х годах.
Большая приемная
Отделка ее аналогична другим интерьерам первого этажа. Здесь находится мебель орехового и красного дерева русской работы второй четверти 19 века.
На этажерке и столах – русский фарфор второй четверти 19 века, а также богемское и немецкое стекло 1830х годов.
Из предметов декоративно-прикладного искусства обращает на себя внимание серебряная люстра в виде корзины для цветов с букетами роз, исполненная французскими мастерами в конце 1820х годов.
Столовая
Отделка интерьера в неоготическом стиле исполнена по проекту архитектора А.И.Штакеншнейдера в 1842 году.
В центре стола – большой парадный “Собственный” сервиз на 24 персоны, изготовленный на Императорских фарфоровых и стеклянных заводах. Сервиз, первоначально насчитывавший 530 предметов, дополнялся в течение 19 века. Всего было сделано свыше 5000 предметов.
Хрустальная люстра исполнена на Императорском стеклянном заводе.
Морской кабинет
Кабинет расписан в виде палатки, непосредственно соединен с балконом, выходящим к морю. Стены украшают картины и гравюры на морские сюжеты.
На письменном столе находятся серебряный рупор Николая первого, различные морские приборы: компас, подзорные трубы, солнечные часы английской и русской работы 19 века.