Фасад Мариинского дворца
Мариинский дворец в Петербурге. “Дворец, как и расположенный перед ним Исаакиевский собор, является сооружением, в котором исходные ампирные приемы преобразованы и дополнены элементами других стилей.
С одной стороны, его объемное решение отражает традиционную трехчастную схему, а с другой – трактовка ордерных форм заметно отличается от классической.
Главный фасад дворца носит торжественно-парадный характер.
Его центральный ризалит усилен высокой аркадой нижнего этажа, несущей балкон, и трехчетвертными коринфскими колоннами, поддерживающими антаблемент и грузный аттик.
Здание кажется довольно тяжеловесным излишне массивным как из-за своих усложненных пропорций, так и по причине однотонной окраски стен”
Мариинский дворец в Петербурге. Интерьеры дворца.
“Внутренняя планировка дворца необычна. Анфилада залов развивается не вдоль фасада, а уходит в глубину…
Стремясь найти новые, более разнообразные и гибкие средства художественной выразительности, отвечающие новым формирующимся функциональным и эстетическим критериям, архитекторы и художники-декораторы начали использовать в отделке помещений разнообразные стилевые прототипы.
Вслед за стилизаторской неоготикой в интерьеры дворцов и особняков стали проникать мотивы других исторических стилей ренессанса, барокко, рококо, “помпейского стиля”…
Все эти особенности архитектуры русского аристократического интерьера того периода, переходного от позднего классицизма к ранней эклектике, отчетливо проявились в интерьерах Мариинского дворца.
Ансамбль интерьеров, созданных Штакеншнейдром в этом дворце и в основном хорошо сохранившихся, явился в истории русского интерьера следующим – после интерьеров А.П. Брюллова в Зимнем дворце – значительным ансамблем, знаменующим переход к эклектике.
Сам архитектор Штакеншнейдер, определяя стилистику создаваемых им залов дворца, указал, что парадная лестница, Проходная комната, ведущая в приемную герцога, и сама Приемная решены в “классическом стиле”, Ротонда и Квадратный зал – “в греческом стиле”, а Концертный зал – “в греческом вкусе”.
“Старшая, великая княгиня Мария Николаевна, супруга герцога Лейхтенбергского, мала ростом, но чертами лица и характером – вылитый отец. Профиль ее имеет большое сходство с профилем императрицы Екатерины в годы ее юности.
Великая княгиня Мария – любимица отца, и полагают, что в случае кончины императрицы она приобрела бы большое влияние. Вообще, кто может предвидеть будущее в этой стране?
Великая княгиня Мария Николаевна обладает, конечно же многими дарованиями, равно как и желанием повелевать; уже в первые дни замужества она приняла в свои руки бразды правления”.
Расположение парадных залов дворца решено в традициях позднего классицизма.
Они образуют анфиладу, расположенную в центральной части главного, второго этажа – бельэтажа.
Она открывается Приемным залом, находящимся над главным вестибюлем и декорированным темно-малиновыми мраморными пилястрами.
Приемная герцога Лейхтенбергского
Анфиладу парадных залов начинает Приемная герцога.
Окна зала выходят на Исаакиевскую площадь.
Интерьер А. Штакеншнейдер оформил в стиле Людовика XV – французского классицизма конца 17 века.
Украшающие стены пилястры, выполненные из розоватого камня, своим ритмом перекликаются с гранитными колоннами портиков Исаакиевского собора, который виден из парадных покоев герцога.
За Приемной следует двухъярусная Ротонда, освященная верхним светом.
Украшенная тридцатью двумя коринфскими колоннами и перекрытая куполом, она устремлена вверх.
Мариинский дворец в Петербурге. Ротонда.
Ее интерьер отличается великолепными пропорциями.
Ротонда освещена верхним светом сквозь световой фонарь из железа и стекла – для того времени это был новый композиционный и конструктивный прием.
Белый цвет стен, дополненный легкими вспышками мерцающей позолоты, создает настроение торжественного спокойствия.
К Ротонде примыкает Квадратный зал
Квадратный зал
Разделяющая из двухъярусная сквозная колоннада создает интересную игру ритмов и удивительный эффект “перетекания” пространства, зрительной и функциональной взаимосвязи обоих залов.
Взаимосвязь пространств Ротонды и Квадратного зала оказалось очень удачным художественным решением.
Анфилада парадных помещений Мариинского дворца в миниатюре как бы повторяла композицию главной анфилады Таврического дворца, построенного И.Е. Старовым в 1790-х годах.
Анфилада завершалась просторным зимним садом, полным редких тропических растений и ныне не существующим. ”
“Отдыхая в этом садике при звуке музыки и журчании воды, верно уносишься невольно мыслью в сады Флоренции и Севильи и считаешь за басни мятели и вьюги нашей суровой зимы”
“…я отправилась к великой княгине Марии Николаевны, которой была обязана своим назначением ко двору. Я застала ее в роскошном зимнем саду, окруженной экзотическими растениями, фонтанами, водопадами и птицами, настоящим миражом весны среди январских морозов.”
Использование приемов классицизма в планировке и отделке парадных залов придавало главной анфиладе ту торжественность и импозантность, которые отвечали ее значению.
Зал заседаний
В 1884 году Мариинский дворец приобрела казна для размещения в нем государственных учреждений.
Парадные помещения были сохранены и использовались для заседаний Государственного совета.
Новый зал заседаний Госсовета построили на месте разобранного зимнего сада.
Помпейская галерея
Помпейский зал
В ином ключе выполнены интерьеры апартаментов великой княгини.
Используя разные стилевые прототипы, Штакеншнейдер создал гамму разнообразных художественных образов.
Личные покои Марии Николаевны
Изысканна, но сравнительно сдержанна отделка кабинета, декорированного в стиле флорентийского ренессанса XV века.
Относительно строгая отделка этого помещения придала ему определённый деловой оттенок в сочетании с той репрезентативностью, которая отвечала высокому статусу хозяйки дворца.
В совсем ином эмоционально-художественнном ключе был решен будуар. Изящный оформленный в стиле Людовика XV (рококо 1720-1740-х годов), своими камерными размерами и прихотливой рокайльной орнаментацией настраивал на беспечную, легкую беседу в интимном кругу.
“В этом будуаре a la Pompadour не хочется заводить спора: тут так хорошо, так весело, так роскошно. Что тут составляет главное, решить трудно; кругом и вверху – зеркала; но там же изящная резная работа, ярко вызолоченная; там же штоф блистает своею шелковистою роскошью; там же разбросаны картины в роде Ватто. Это ослепительная смесь изящной мелочи, которая сама себя умножает до бесконечности”.
Строительство дворца стало важным эпизодом в развитии русской строительной техники. В перекрытии здания дворца широко использовались металлические балки.
Так как Мария Николаевна страдала болезнью ног, то для связи между этажами был сделан особый пандус, в конструкциях которого также использовался металл.
Экспертизу их конструкций сделал видный инженер А.Д. Готман – выпускник, а в те годы уже профессор Института инженеров путей сообщения.
Никольская церковь
Мариинский дворец сыграл важную градообразующую роль в формировании ансамбля новой площади и явился одним из самых значительных произведений русской архитектуры того периода, когда традиции уходящего классицизма сменялись творческим методом начинавшейся эклектики.
Над центральным ризалитом дворца находится несколько грузный аттик. Его появление было вызвано необходимостью разместить в этом месте здания домовую церковь.
Владелица дворца осталась очень недовольна тяжеловесными пропорциями аттика и потребовала что-то сделать, чтобы исправить неприятное впечатление.
Однако ее требование удовлетворить не удалось.