Смольный собор в Петербурге
Церкви и соборы Петербурга: “Великолепный ансамбль Смольного монастыря в стиле русского барокко XVIII века. Собор монастыря – замечательный образец архитектуры этого периода, одно из лучших произведений Ф.-Б. Растрелли.
Этот крупнейший ансамбль и величайший шедевр зрелого барокко явился блестящим воплощением творческих идей великого зодчего.
Главной вертикальной доминантой ансамбля должна была стать 140-метровая колокольня при входе в монастырский двор.
Церкви и соборы Петербурга. Новодевичий монастырь.
Воздвигнуть ее не удалось, поэтому доминантой монастыря стал Воскресенский собор, неудержимо возносящийся ввысь своим пятиглавием.
Это оригинальная вариация нового типа храма, сложившегося в середине 18 века на основе синтеза древнерусских традиций и европейского барокко.
Это было особенно заметно в ранних вариантах проекта, в которых две, а затем четыре башни ставились отдельно от центрального барабана.
Елизавета приказала переделать проект “не по римскому манеру”, а по образцу Успенского собора Московского Кремля.
Композиция собора пронизана вертикальной динамикой. Массы его словно пульсируют, объемы пластичны, почти скульптурны. Пышное убранство выделяется прихотливой свободой изысканного рисунка.
Растрелли обогащает рельеф фасадов трехчетвертными колоннами, не встречавшимися ранее в архитектуре Петербурга.
Архитектор ставит их попарно или собирает в пучки, выделяя основные членения и углы. Живописный силуэт очерчен сложным беспокойным контуром.
Звучным сочетанием лазури стен, белизны колонн и деталей подчеркнуто великолепие здания, щедрое многообразие его форм.
Достройка и внутренняя отделка собора были осуществлены в 1832-1835 гг. архитектором В.П. Стасовым. В эти же годы зодчим была построена задняя часть корпусов монастыря.
В 1764 г., вскоре после официального открытия монастыря, часть его корпусов была занята училищем для девушек дворянского происхождения – первым женским учебным заведением в России.
Собственно монастырь занимал лишь небольшую часть помещений. В 1797 г. монастырь был упразднен”.
Панорама Петербурга. Вид с колокольни Смольного собора.
Интерьер собора
Жилые корпуса, обступающие двор, составляют в плане равноконечный крест. Четыре башенные церкви на углах корпусов формируют вместе со стоящим посередине собором как бы второе пятиглавие, широко раскинувшееся в пространстве.
В ансамбле монастыря живописное богатство, близкое по духу древнерусскому зодчеству 17 века, сочетается со строгой петербургской симметрией и регулярностью.
Расположенный у крутой излучины Невы, он господствует в панораме реки и эффектно открывается в перспективах нескольких улиц.