Интересные места Петербурга

Модерн в Петербурге – Дача Е. К. Гаусвальд

экскурсии в петербурге

Стиль модерн в Петербурге. “Дача Гаусвальд в какой-то степени продолжила стилистическую линию, заданную царскосельской усадьбой великого князя Бориса Владимировича, и в то же время ознаменовала решительный поворот к модерну”.

Модерн в Петербурге - Дача Е. К. Гаусвальд

Немногим ранее архитекторы Чагин и Шене перестроили в эклектическом характере особняк А.Ф.Кельха, варьируя ренессансные черты и формы готики

1898-1899, В.И. Шене и В.И. Чагин. Каменный остров, 2-я Березовая аллея, 32 – Большая аллея, 12-14.

Стиль модерн в Петербурге
стиль дачи – новый, с преобладанием мотивов американских деревянных построек

Живописная объемно-пространственная композиция и наглядная конструктивность постройки, единство внутреннего строения и внешней формы, произвольная гротескная стилизация традиционных мотивов, введение криволинейных очертаний, эстетизация утилитарных элементов, подбор естественных и искусственных материалов – во всем этом получил целостное и всестороннее воплощение формообразующий метод модерна.

Стиль модерн в Петербурге
Многочастная динамичная композиция выражает идею органического саморазвития структуры.

Подчеркнутая асимметрия частей, выступы и перепады высот взаимосвязаны с иррегулярной свободной планировкой, расположением и габаритами помещений.

Сложные комбинации разных объемов стали важнейшим средством выразительности, они последовательно просматриваются со сменой точек зрения.

Модерн в Петербурге - Дача Е. К. Гаусвальд

Угловая башня, обращенная к скрещению улиц-аллей. акцентирует диагональный вектор композиции.

Основная часть дачи выстроена из дерева. Деревянным объемам противопоставлены каменные: кубическое крытое крыльцо с арочным порталом и круглая угловая башня.

Стиль модерн в Петербурге
Контрастным сопоставлением простых геометрических тел достигнута выразительность и новизна композиции. Архитекторы акцентировали столкновение куба, цилиндра и конуса. Композиция построена в их резком контрастном столкновении и динамики разворота. Этим творческим решением дача Гаусвальд отличается от своих заокеанских аналогов.

Это – главный и наиболее интересный узел всей композиции. Крыльцо и башня подняты на каменную террасу и облицованы светлым кирпичом, который вскоре станет излюбленным материалом модерна.

Причем “монолитность” башни и открытость крыльца составляют дополнительный контраст.

Стиль модерн в Петербурге

Прошение. Комиссару народного просвещения союза коммун Северной области гражданки Клары Эдуардовны Шварц. жив. в Петрограде по Красной (б.Галерной ул.), в доме 29.

Словесным извещением от 26 декабря 1918 года я уведомлена была, что принадлежащий мне дом на Каменном острове по Большой аллее №49 как предназначенный для устройства в нем приюта для детей в ведении Комиссариата народного просвещения имеет быть окончательным и находящееся в нем имущество будет описано и оставлено в доме.

Стиль модерн в Петербурге
Стиль модерн в Петербурге. Источник: https://karopka.ru

Неоднократное появление как моих детей, так и уполномоченных мною лиц на месте не увенчалось успехом, ибо на месте никогда никого из власть имущих, как принять здание, так и совершить опись имущества, не оказывалось.

Стиль модерн в Петербурге

Однажды при появлении моих детей на территории моего дома они застали несколько лиц, а именно тов.Брагина, контролера Шмелева и третье лицо, назвавшееся Михаилом Ивановичем, но отказавшееся назвать свою фамилию.

Оригинально, с оттенком полемичности и, может быть, иронии, разработана в даче Гаусвальд асимметричная форма входного портала. его упругий, словно пружинящий архивольт неожиданно обрывается, повисая в воздухе, – так демонстративно опровергались привычные представления о тектонической логике.

Стиль модерн в Петербурге

Этими лицами входные двери в дом были открыты, и мои дети к присутствию при составлении описи имущества допущены не были, и им было заявлено, что они не допускаются как “посторонние лица.

Дальнейшая судьба дома и имущества такова: дом без всякого присмотра, а вещи, то есть вся внутренняя обстановка, равно имущество из шкафов и других хранилищ не известно кем и куда вывозится.

Стиль модерн в Петербурге

Охотно идя навстречу прекрасным начинаниям Комиссариата народного просвещения и сознавая, что Комиссариат руководится исключительно культурными заданиями, я тем не менее позволю себе выразить свой протест в отношении образа действия.

Если мой дом предназначен для приюта и находящееся в нем имущество может или должно быть утилизировано для надобности того же приюта, то почему же учреждение, наложившее печати на самое здание, открывшее все шкафы и хранилища, не останавливаясь даже перед взломом и вывозом всех вещей, не нашло нужным, хотя бы порядка ради, оповестить меня как домовладелицу, что дом предназначен под приют, а имущество, как обстановка, белье, платья, посуда и все вещи, наполнявшие все шкафы и прочие хранилища, по описи отнимаются. Казалось бы, что таков порядок в случае секвестра или реквизиции.

Стиль модерн в Петербурге

Доводя до сведения Вашего вышеизложенное, я считаю долгом присовокупить, что дом №49 по Большой аллее Каменного острова служил мне и моей семье как летнее местопребывание и все вещи, там находящиеся, более или менее представляют для меня и для моей семьи ценность не только по привычке, но и по воспоминаниям, так как в этой даче собраны вещи и предметы, служившие уже десятки лет.

Ввиду изложенного и принимая во внимание отсутствие какого-либо официального документа, удостоверяющего распоряжение Комиссариата народного просвещения об отобрании от меня как самого дома, так и всего, в нем находящегося, я прошу сделать надлежащее распоряжение о возврате мне в первую очередь вещей и мебели и кардинального решения о доме…Петроград, 1 февраля 1919 г. Клара Шварц“.

Опись имущества дома №49 по Большой аллее Каменного острова

Модерн в Петербурге - Дача Е. К. Гаусвальд

I этаж. Передняя – зеркало, 2 вешалки, 2 стула, стол, шкаф, лампа.

Зало – рояль Тряссельт, 4 дивана, 18 стульев, 4 столика, люстра, 4 лампы.

Малая гостиная – диван, 4 стула, кресло банкетка, писмен. стол, буль, 2 мраморн. стола, стоячая лампа, люстра.

Стеклянная веранда – 2 стола, 12 стульев, самоварный стол, соломенная мебель – 9 предметов, электрическая печь, люстра.

Гостиная – красного дерева крытые голубым шелком 14 предметов, настольная лампа, люстра.

Бильярдная – бильярд, прибор, диван, 4 стула, стол, лампа.

Коридор – 4 шкафа с платьями, подушками и др.

Столовая – стол, 18 стульев, мраморный самоварный стол, лампа.

Модерн в Петербурге - Дача Е. К. Гаусвальд
Столовая -холл

Пространственным центром служила двухъярусная столовая-холл, соединенная с бильярдной.

Модерн в Петербурге - Дача Е. К. Гаусвальд
Столовая после реставрации

В столовой использованы элементы фахверка, а ее роспись – растительные мотивы из повторяющихся раппортов – была типична для системы орнаментации раннего модерна.

Кабинет – письмен.стол, ломберный стол, 6 стульев, диван, соломенная мебель – 6 предметов, ширма, столики.

Угловая комната – пианино Шредера, диван, стол, кровати, 2 соломенных кресла, трюмо, 4 стула, умывальники, столики.

Буфетная – 3 буфета с посудой, столики, полки, стулья.

Кухня – обстановка и посуда.

3 комнаты прислуги – 4 кровати, 3 комода, 4 стола, стулья.

Стиль модерн в Петербурге

II этаж. 7 спальных комнат – 11 кроватей, 12 шкафов, туалетные столы, 15 стульев, столы, кушетки, легкая мебель, умывальная посуда, лампы настольные и висячие.

Чердак – 12 венских стульев, 12 умывальников, 2 ящика с одеялами, коврами, занавесками.

Ванная – кушетка, кресла, столики, гардероб с платьями. Столовое белье. Пестр. скатерти, подушки. Вазы. Альбомы. Сувениры и пр.

2 телефонных аппарата.

Стиль модерн в Петербурге

Сочетание бутовой плиты и разноцветного облицовочного кирпича, металла и майолики, а также дерева и черепицы наделяет постройку яркой декоративностью.

Разнофактурность и полихромность отделки являются не результатом внешней декорировки, а естественно вытекают из природы использованных материалов.

Модерн в Петербурге - Дача Е. К. Гаусвальд

Тот же прием сочетания тамбура и башни – куба, цилиндра и конуса – Шене обыграл в собственном особняке на другой стороне канала.

Собственный дом архитектора Шене. Сквозной проезд, 3.

Стиль модерн в Петербурге
Стиль модерн в Петербурге. Проект “в техническом отношении найден составленным правильно и потому к разрешению производства означенных построек препятствий не встречается
Стиль модерн в Петербурге

Четкие геометризованные формы и гладкие плоскости стен со свободно разбросанными окнами выдают воздействие вилл австрийского архитектора И. Ольбриха.



экскурсия в эрмитаж
Висячий сад
старая ладога
Мужской монастырь в Старой Ладоге



Экскурсии и достопримечательности

Экскурсия по Большой Морской улице – дом А.Коровиной

admin

Модерн в Петербурге – Дом Т.Н.Путиловой

admin

Модерн в Петербурге – Особняк Э. Г. Фолленвейдера

admin

Обзорная экскурсия в Петербурге – дворец М.И. Воронцова

admin

Исаакиевская площадь в Петербурге – Мариинский дворец

admin

Модерн в Петербурге – дом герцога Н.Н.Лейхтенбергского

admin

Экскурсия по Большой Морской улице – Отель “Астория”

admin

Пешеходные экскурсии в Петербурге – особняк фон Дервиза

admin

Памятники Петергофа – Императорские конюшни

admin