Интересные места Петербурга

Модерн в Петербурге – дача великого князя Бориса Владимировича

обзорная экскурсия петербург стоимость

Модерн в Царском Селе


Усадьбы Царского Села: “Усадьбу эту можно считать отправной вехой в становлении петербургского модерна.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

Типичная, даже ординарная по английским меркам, она оказалась ключевым памятником для несколько запаздывающей в своем развитии русской архитектуры“.

Усадьбы Царского Села
1896-1897, Шерборн и Скотт; 1899, А.И. фон Гоген. Пушкин, Московское шоссе, 11.

Здание состоит из парадного и служебного корпусов, соединенных переходом, и имеет Г-образную конфигурацию плана.

Нижний этаж – кирпичный, верхний покрыт фактурной штукатуркой внабрызг.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича
Сложную форму завершения образуют фахверковые щипцы и черепичные крыши.

Разнообъемный и цветовой силуэт комплекса создается чередованием треугольных и трапециевидных щипцов, затейливым рисунком фахверка с прямоугольными, наклонными – “елочкой” – и криволинейными элементами, сочетанием открытой кирпичной кладки и оштукатуренных поверхностей.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича
Основной фасад со щипцами по бокам и чуть заглубленной средней осью не является доминирующим.
Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

Функциональный свободный план построен соответственно назначению групп помещений и условиям естественного освещения.

Усадьбы Царского Села
А.И.фон Гоген. Запасной дом. Фасад .1899

Идея единства внутреннего пространства и внешнего облика выражена в нерегулярности ритмического строя асимметричных, не повторяющих друг друга фасадов, разнообразие оконных проемов – то узких, то широких, смещенных с вертикальных осей.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

«С разрешения Его императорского высочества великого князя Владимира Александровича во вторник, 25 марта, состоялся осмотр строящейся дачи великого князя Бориса Владимировича в Царском Селе…

Усадьбы Царского Села
Живописная разнообъемная композиция рассчитана на множественность точек зрения.

на осмотр дачи великого князя Бориса Владимировича в Царском Селе собралось 20 членов Общества, которым осмотр дачи доставил большой интерес, так как многое в постройке этой, производимой англичанами, по приемам своим ново и не согласно с приемами русских строителей».

Он жил в своем царскосельском дворце-коттедже холостой рассеянной жизнью лейб-гусарского офицера.

Усадьбы Царского Села
Великий князь Борис Владимирович имел репутацию ловеласа и дебошира. Человек широкой натуры, довольно легкомысленный, но добродушный и веселый, он был типом настоящего русского барина, который любил и умел хорошо пожить.

Облик здания вызывает ассоциации с Тюдоровской эпохой.

Неоромантическая интерпретация традиционных форм английского жилица отражала не только историзм образного языка.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

Главное, что переосмысление средневекового опыта помогало достичь органической целостности, выработать новые, по сравнению с эклектикой, принципы формообразования.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича
Конюшенный корпус

Именно дача великого князя Бориса Владимировича явилась первым в петербургском строительстве образцом, где эти принципы воплотились на системном уровне.

Усадьбы Царского Села
«…выдвинулся великий князь Борис Владимирович, ставший близким царю и царице. Особое благоволение к нему царя было очень заметно, хотя для меня и доселе непонятно, чем этот великий князь заслужил любовь царскую».

«А.И. фон Гоген сделал сообщение о новом дворце его императорского высочества великого князя Бориса Владимировича, построенном в Царском Селе двумя английскими архитекторами гг. Шербоном и Скоттом».

Великий князь Кирилл Владимирович вспоминал, что в начале 1904 года он провел несколько недель в Царском Селе «сначала с родителями, а потом с братом Борисом.

В своем загородном доме, построенном в английском стиле фирмой „Мейпл и Ко“, он держал весьма колоритных слуг-англичан, дворецкого и кучера».

Усадьбы Царского Села

«…в кругах близких Борису Владимировичу, его любили и очень ценили, а в широких кругах общественности критиковали и рассказывали о нем всякие небылицы, которые портили ему репутацию и отзывались и на его братьях».

Выбирая место для особняка, английские архитекторы заранее разрабатывали план парка, в котором определяли положение всех усадебных построек.

Усадьбы Царского Села
Усадьбы Царского Села. Расположение главного жилого дома, его планировка и убранство ориентированы на запросы обитателей, соответствовали естественному ходу жизни.

«Мысль о Борисе мне слишком не симпатична и я уверена, что наша дочь никогда не согласится выйти за него замуж…Отдать чистую, свежую, на 18 лет его моложе девушку…полуизношенному, пресыщенному…человеку 38 лет, чтобы она жила в доме, где он сожительствовал со столькими женщинами!»

Усадьбы Царского Села
Вокруг дома разбит живописный сад с разнообразными набивными дорожками и устроенными вдоль них керамическими желобами для стока воды, фонтаном и цветником, газонами и кустарниками, липами, кленами, вязами, соснами и лиственницами, пихтами и голубыми елями.
Усадьбы Царского Села
Усадьбы Царского Села. Структуру здания формируют крупные ясные объемы, ровные плоскости, активный силуэт. Фасады освобождены от декора.

В композиции прослеживается взаимообратимость утилитарного и художественного, конструктивного и декоративного начал.

Усадьбы Царского Села
Усадьбы Царского Села. Конюшенный корпус. Важные средства выразительности – цвет и фактура разных материалов.

Многоскатная кровля и дымоходные трубы превращены в эстетически полноценные элементы целого.

Если сам дворец напоминает коттедж и отмечен печатью “народной” простоты, то Запасной дом, преимущественно утилитарный по назначению, отличается изяществом и рафинированностью форм.

Живописная композиция Запасного дома с фахверковыми щипцами и черепичными крышами, красно-кирпичными стенами и лежачими окнами вторит дворцу-“коттеджу”.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

Однако фон Гоген создал более сложную разнообъемную структуру, дополненную круглой лестничной башенкой.

Усадьбы Царского Села
Архитектурный ансамбль дачи великого князя Бориса Владимировича, включающий Главный усадебный дом, Конюшенный корпус, Запасной дом, служебные постройки, фонтан и парк с оградой — сравнительно неплохо сохранился.

Сопоставления красного кирпича и черепицы с шероховатой серо-охристой штукатуркой, известняком цоколя и контрастной графикой фахверка выявляют архитектонику здания и вместе с тем раскрывают, акцентируют естественные свойства каждого материала, его конструктивною роль и эстетическую самоценность.

Усадьбы Царского Села
Резкие различия размеров окон без наличников и свободное их размещение продиктованы индивидуальными особенностями внутренней планировки.

В восточной части помещалось экипажное хозяйство, в западной – один из первых петербургских гаражей и квартира шофера.

Усадьбы Царского Села
Широкая подковообразная арка, впоследствии заложенная, делила Запасной дом надвое.

Усадьба “спрятана” в глубине парка от посторонних глаз густыми кронами деревьев и высокой оградой.

Усадьбы Царского Села

Усадьбы Царского Села. «3 сентября [1915 г.] с фронта из Вильно [в Ставку] приехал с особым поручением вел. кн. Борис Владимирович, командовавший. Атаманским казачьим полком.

За блестящее дело полка при Лежио (25 окт. 1914 г.) вел. кн. получил Святого Георгия 4-й степени, а 23 ноября [1914 г.] был произведен в ген.- майоры и пожалован в Свиту его величества. Его любили в полку, он был популярен, и это доходило до Государя.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

[…] Во время свидания со своим двоюродным братом у Государя возникла мысль сделать его походным атаманом всех казаков и держать его при Ставке, что связывало бы ближе казачество с Государем во время войны. Это и было сделано немного позже, а пока вел. князь вернулся в полк».

Он был рядом с Николаем II вплоть до 8 марта, когда, подписав прощальный приказ по армии, император покинул Ставку Верховного Главнокомандующего.

Усадьбы Царского Села

В дальнейшем Борис Владимирович оказался под домашним арестом в своем царскосельском коттедже за то, что «медлил с признанием нового строя».

Только в конце августа 1917 года он смог уехать из революционного Петрограда и присоединиться к матери и младшему брату Андрею в Кисловодске.

Усадьбы Царского Села

В августе 1918 года он вместе с младшим братом Андреем был арестован большевиками в Кисловодске.

Великих князей под конвоем доставили в Пятигорск, но вскоре почему-то освободили.

«Борис и Андрей Владимировичи обязаны спасением своих жизней поразительному совпадению, к которому, если бы его описал романист, читатель отнесся бы с недоверием.

Комиссар большевистского отряда, которому было приказано расстрелять этих двух великих князей, оказался бывшим художником, который провел несколько лет жизни в Париже в тяжкой борьбе за существование, тщетно надеясь найти покупателя для своих картин.

За год до войны великий князь Борис Владимирович, прогуливаясь по Латинскому кварталу, натолкнулся на выставку художественно нарисованных подушек. Они понравились ему своей оригинальностью, и он приобрел их значительное количество. Вот и все. Большевистский комиссар не мог убить человека, который оценил его искусство»

После взятия Кисловодска белыми, великие князья вернулись в город, а затем перебрались в Анапу.

Здесь Борис Владимирович сблизился Зинаидой Сергеевной Елисеевой, вскоре ставшей его женой.

Дочь военного инженера С. А. Рашевского, погибшего в 1904 году при обороне Порт-Артура, ранее была замужем за купцом Н. Елисеевым.

В марте 1919 года супруги навсегда покинули Россию.

Памятники Царского Села. Интерьеры дачи. Холл.


Усадьбы Царского Села. Интерьеры коттеджа сохранили значительную часть убранства: дубовые панели обшивки, мраморные камины резные колонки и плафоны, остатки витражей, тисненые обои, отдельные предметы мебели, оконная и дверная фурнитура.

На первом этаже расположены – Кабинет, Музыкальная гостиная, Столовая и Курительная гостиная.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

Благодаря расположению комнат в той или иной части дома, их размерам, сообщению между собой, степени освещенности и характерным деталям интерьера можно определить назначение всех помещений господской части дворца, которые концентрируются вокруг центрального холла.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича
В потолок холла с дубовыми балками были вмонтированы фонари на фигурных кронштейнах и кованных цепях. Длина цепей могла регулироваться системой блоков в потолке.

Огромный двухъярусный холл составляет интегрирующее звено парадной части дачи. Он освещен огромным витражом простого геометрического рисунка.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича
Открытая деревянная лестница ведет на балкон,обходящий помещения второго этажа.

Благодаря центральному холлу планировка решена компактно, без коридоров, но его связь с комнатами выглядит несколько механистичной.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

С трех сторон холл опоясывает дубовая галерея с балюстрадой, опирающейся на фигурные столбы.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

Стены холла внизу обшиты профилированными дубовыми панелями.

Усадьбы Царского Села

Двухъярусный камин из светлого камня украшен зеркалом в резной раме, лучковым фронтоном и массивным антаблементом.

Памятники Царского Села
Памятники Царского Села

Занимает большое помещение с трехгранным эркером. Дверь из нее ведет в Курительную гостиную.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

Столовая оформлена тиснеными обоями в золотисто-черных тонах с рельефным рисунком, стилизованным под ренессанс.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича
Памятники Царского Села
Источник: сайт проекта “Открытый город”

Плафон украшен дубовой трельяжной решеткой крупного геометрического рисунка с розетками.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича
Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича
Усадьбы Царского Села

Есть угловой камин с остекленным шкафчиком. Восточная стена Столовой обшита дубом.

Усадьбы Царского Села

Еще одна дверь ведет в буфетную, длинный коридор из которой ведет в служебную половину здания.


Оформлена по периметру дубовыми панелями. Схерху – широкий фриз с кронштейнами.

Стены затянуты обоями в золотисто-коричневых тонах с тисненым рисунком (плоды граната, листья аканта, цветы).

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

По сторонам углового двухъярусного камина встроены два полукруглых дивана.

Топка камина отделана черным с серо-зелеными прожилками мрамором.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

Находится в юго-восточном углу здания и решена в белом цвете. Большое шестистворчатое окно-дверь выходит на крыльцо.

В гостиной устроена сценическая площадка, отделенная декоративной аркой, занимающей всю ширину комнаты.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

Арка опирается на столбики в виде тонких колонок с ионическими капителями и ограждена точеными балясинами и трельяжной решеткой.

Угловой двухъярусный камин с зеркалом облицован деревянными панелями.


Состоит из двух комнат, располагается на втором этаже.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

Угловой камин в этой комнате отделан кафельной плиткой. Стены декорированы панелями светлого дерева.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

Вторая комната разделена на альков и спальню резной перегородкой.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

Здесь размещались встроенные угловые шкафы, в одном из которых находилась дверь в прихожую спальни.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

Смежная со Спальней комната. Комната меблирована большими остекленными книжными шкафами красного дерева.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича
Усадьбы Царского Села

В январе 1918 года в пустовавшем царскосельском коттедже появились новые обитатели — семья великого князя Павла Александровича.

«В начале зимы стало ясно, что топлива для центрального отопления [дворца Палей] не хватит, поэтому большинство комнат пришлось закрыть. […] В январе [1918 года], несмотря на строжайшую экономию, топливо кончилось, и отец с семьей переехали в дом моего кузена Бориса, тоже в Царском Селе, где печи топились дровами».

«В первые дни января выяснилось, что топливо для обогрева дворца, несмотря на жесткую экономию, на исходе. А дрова и уголь, хоть и стоили бешеных денег, все ж у нас были припасены. Стали мы искать дом с печным отоплением. Неподалеку […] стоял дивный особняк в английском вкусе. Принадлежал он великому князю Борису Владимировичу, мужнину племяннику, уехавшему в августе на Кавказ.

Борисова адреса муж не знал и послал туда телеграмму матери его, своей невестке, вдове великого князя Владимира, прося разрешения переселиться к ее сыну. Она разрешила, написав, что и ее дом также к нашим услугам.

Но дворец ее был теперь к услугам большевиков. Они давно разграбили его и не сегодня завтра собирались занять под Совет. Великая княгиня о том не ведала.

Итак, 9 января мы переехали к князю Борису. Трубы и батареи в доме оказались заморожены. Размораживали, разогревали, чинили мы их две недели.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

[…] А Борисов особняк — загляденье! Стоял он посреди просторного сада. В доме большой холл вел в комнаты первого этажа, а по лестнице — на круговую галерею второго, откуда виден был весь.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

На втором этаже наши спальни. Внизу, во флигеле, поселился Бодя с роялем, книжным шкапом, пишмашиной и причиндалами для живописи. Здесь мой мальчик и провел последние свои счастливые недели».

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича
Владимир Палей с детства писал стихи по-русски и по-французски. Первый сборник стихотворений юного поэта вышел в 1916 году.

Вызванный в середине марта в ПетроЧК, Владимир Палей отказался от предложения М.С. Урицкого подписать отречение от отца и вместе с великим князем Сергеем Михайловичем, князьями императорской крови Иоанном, Константином и Игорем Константиновичами был этапирован из Петрограда в Вятку.

20 апреля их отправили в Екатеринбург, а 20 мая — в Алапаевск, куда привезли и сестру императрицы великую княгиню Елизавету Федоровну.

В ночь на 18 июля 1918 года, через сутки после расстрела царской семьи в Екатеринбурге, князь Палей и другие ссыльные Романовы были казнены.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

Великого князя Павла Александровича арестовали 13 августа 1918 года на даче Бориса Владимировича.

В качестве заложника он содержался несколько месяцев в петроградском Доме предварительного заключения на Шпалерной.

В январе 1919 года был расстрелян в Петропавловской крепости вместе со своими двоюродными братьями великими князьями Дмитрием Константиновичем, Николаем и Георгием Михайловичами.

Сообщение об их казни опубликовано 31 января 1919 года в «Петроградской правде» без указания причин, места и дня.

В 1922 г. участок и все постройки передали Центральной опытной станции прикладной ботаники и селекции при Наркомпросе под руководством Н. И. Вавилова.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича
Источник: https://www.citywalls.ru. «В 1922 году Николай Иванович Вавилов основал на территории Великокняжеской усадьбы Детскосель­скую опытную станцию для изучения и сохранения культурных растений, ныне Пушкинский филиал ВИР».
Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича

Рабочий кабинет Вавилова размещался на первом этаже главного усадебного дома, где ранее находился кабинет вел. кн. Бориса Владимировича.

Модерн в Петербурге - дача великого князя Бориса Владимировича
Источник: https://www.221b.ru. Дом сэра Рональда Адэра из серии “Охота на тигра” фильма “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”.




Экскурсии и достопримечательности

Дворцы Петербурга – дворец в. к. Михаила Михайловича

admin

Парки Петербурга – Александровский общественный парк

admin

Достопримечательности Петербурга – киностудия Ленфильм

admin

Большая Морская улица – Особняк Чичерина-Елисеева

admin

Экскурсия в Павловск – Замок БИП

admin

Модерн в Петербурге – дом герцога Н.Н.Лейхтенбергского

admin

Достопримечательности Петербурга – особняк К. Зигеля

admin

Экскурсия в Царское Село – дворец Палей

admin

Храмы – Троицкий собор в Александро-Невской лавре

admin