Особняки Галерной улицы
Экскурсия по Галерной улице в Петербурге. “Здесь так же, как и в основном его доме на набережной, архитектором П. П. Шрейбером были заново оформлены все интерьеры.
Интересно, что интерьеры главного дома не сохранились, зато помещения в доме с Галерной в хорошем состоянии.
В конце 1890-х годов в этих помещениях давал спектакли Дом интермедий, созданный активистами общества Интимного (камерного) театра.
Экскурсия по Галерной улице в Петербурге. Дом Дервиза.
Репертуар его был своеобразным: ставились небольшие комедии и драмы, пантомимы и водевили, старинные и новые фарсы.
Театральный зал
В этих спектаклях принимали участие поэт и музыкант М. А. Кузмин, художники Н. Н. Сапунов и С. Ю. Судейкин, артисты К. Э. Гибшман, Н. В. Петров, Б. Казарова-Волкова и другие.
Здесь Всеволод Мейерхольд, осуществляя свои творческие эксперименты, успешно применил новаторский тогда прием — актеры проходили сквозь ряды зрителей и поднимались на сцену по приставной деревянной лестнице.
В 1909 году уже при новом владельце дома, Н. Н. Шебеко, концертный зал был подновлен архитектором А. Ф. Сысоевым, после чего, как значится в справочной книге “Весь Петербург”.
Дом интермедий стал называться “Театральным залом Н. Н. Шебеко”, а в 1915 году — “ Концертно-театральным залом Поллак” , по фамилии художника, снимавшего зал у Шебеко и им заведовавшего.
Представления проходили одновременно в нескольких помещениях.
В качестве зрителей присутствовали К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, Е. Б. Вахтангов, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова, А. П. Чехов и другие деятели искусства.
Грот
Предназначенный для концертов и спектаклей Большой белый зал великолепен. Находящийся рядом Зимний сад, бывший непременным в особняках богатых людей, устроен в виде грота: серые стены покрыты причудливой лепниной, напоминающей сталактиты с вмонтированными натуральными диковинными раковинами.
Рядом с садом — Мавританская гостиная. Она сплошь покрыта позолоченным орнаментом с вкраплением красных, синих и черных тонов.
Мавританская гостиная
Три большие двери из черного резного дерева обрамлены колоннами черного мрамора. Камин из такого же материала декорирован колоннами красного мрамора.
Большое надкаминное зеркало предназначено для усиления эффекта, производимого гостиной.
Здесь устраивались концерты, в которых участвовали певцы Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, известная танцовщица Айседора Дункан”.
Дверь, ведущая в маленькую Кленовую гостиную, имеет стекло с выточенным на нем гербом фон Дервизов.
Кленовая гостиная очаровывает каждого: ее стены сплошь покрыты деревянными панелями с вставками — живописными панно, прекрасно исполненными на коже.
Кленовая гостиная
Высокое с полуциркульным завершением окно фланкируется узким вытянутым в высоту панно с гирляндами цветов.
Сюжеты рисунков четырех больших панно в простенках навеяны восточными мотивами и изображают деревья с причудливо изогнутыми ветками и вытянутыми листьями и играющих путти.
Красная гостиная
Красная гостиная изначально была задумана как картинная галерея.