Миллионная улица в Петербурге
Пешеходная экскурсия по Миллионной улице. Среди парадных зданий Дворцовой набережной обращает на себя внимание необычностью фасада бывший дворец великого князя Владимира Александровича.
1867-1872, архитекторы А. Резанов, М. Месмахер
Пешеходная экскурсия по Миллионной улице. Дом ученых.
Строительство дворца, занявшего участок от набережной до Миллионной улицы, продолжалось с 1867 по 1872 год.
Его главный фасад, обращенный на Неву, выдержан в стиле флорентийского ренессансного палаццо.
Рустованные стены здания, прорезанные арочными окнами, полностью лишены украшений. Строгий арочный подъезд-портик, облицованный бременским песчаником, выдвинут в сторону улицы, занимая всю ширину тротуара.
Создавая дворец на Неве, архитектор стремился найти цельный и законченный образ, избежать эклектической измельчённости форм.
Построен дворец для третьего сына императора Александра II великого князя Владимира Александровича по проекту А.И. Резанова, ректора Академии художеств и бессменного председателя Петербургского общества архитекторов.
«Красивый, хорошо сложенный, хотя ростом немного ниже своих братьев, с голосом, доносившимся до самых отдаленных комнат клубов, которые он посещал, большой любитель охоты, исключительный знаток еды (он владел редкими коллекциями меню с собственными заметками, сделанными непосредственно после трапезы), Владимир Александрович обладал несомненным авторитетом.
Никто никогда не осмеливался ему возразить, и только в беседе наедине великий князь позволял себе перечить».
«Лентяй и эгоист, весь ушедший в брюхо».
«…суровый, но изящный великий князь Владимир…обладал несомненным художественным талантом.
Он рисовал, интересовался балетом и первый финансировал заграничные балетные турне С. Дягилева»
«Умная, образованная и любознательная женщина, представляла удивительно подходящую пару для Владимира Александровича.
Их супружеская жизнь, несмотря на то, что и муж, и жена были натуры волевые и характера самостоятельного, протекала вполне благополучно.
Великая княгиня окружала себя выдающимися людьми и в своем дворце в Петербурге, и в многократных заграничных поездках.
Вела она и обширную переписку с многими видными деятелями Европы. Сходство ума ее с императрицей Екатериной II доходило до того, что Марию Павловну считали свободомыслящей, в действительности она была передовой женщиной и считалась с условиями времени».
«Мой отец был человеком строгих консервативных принципов XIX века. Тем не менее, он обладал чрезвычайно широким мировоззрением.
Его знания и память были настолько фантастическими, что удивляли ученых мужей, с которыми он общался как в России, так и за рубежом».
«…среди других членов царской фамилии [после императорской четы] первое место занимала великая княгиня Мария Павловна…
В своих дворцах в Петербурге и в Царском Селе ее императорское высочество имела свой небольшой собственный двор.
Выражаясь светски, он являлся миниатюрной копией царского двора…Гранд- дама в лучшем смысле этого слова, не слишком требовательная в вопросах придворного этикета, великая княгиня была великолепна в роли хозяйки, ведущей придворный прием».
«Должно сознаться великая княгиня знала свое „ремесло” в совершенстве. Двор ее первенствовал в Петербурге. Ее рождественские базары в залах Дворянского собрания затмевали все другие благотворительные затеи.
Ей удалось собрать значительные суммы, привлекая на свои приемы лиц богатых, которые по своему рождению и положению в обществе не имели бы доступа в высшие его слои и охотно открывали свои кошельки, чтобы отблагодарить Марию Павловну за гостеприимство.
Ее высочество любила награждать своих помощников и любимцев придворными званиями…
Двор великой княгини блистал фрейлинами, которые были одна краше другой, притом все умницы и веселого нрава. Мария Павловна требовала, чтобы вся прислуга имела элегантный и красивый вид.
Из своих гостей она сближалась только с теми, кто умел разговаривать и не умел скучать».
Прототипами дворца стали памятники раннего ренессанса Флоренции – палаццо Питти, Медичи-Риккарди, Строцци.
От них заимствована и общая схема фасада, и рисунок окон, и сплошной руст стены.
Правда, в отличие от оригиналов, рустовка выполнена в самом ходовом петербургском материале – штукатурке. Только парадный подъезд сооружен из естественного камня – песчаника.
Парадные помещения дворца не имеют единого стилистического оформления, значительно отличаются друг от друга характером своего убранства.
Отдавая дань моде, Резанов оформил Парадную приемную в стиле ренессанса, смежную с ней гостиную – в стиле Людовика XVI, двусветный Танцевальный зал – в духе рококо, будуар бельэтажа – в мавританском стиле.
Парадная лестница
Едва ли не главной достопримечательностью дворца является мраморная Парадная лестница, оформленная в стиле французского ренессанса эпохи Франциска I.
Она изготовлена по чертежам А.И. Резанова итальянскими скульпторами Е.Руджиа и С.Малерни.
Перила украшают переплетения монограммы Владимира Александровича с растительным орнаментом и грифоны со щитами — элементы фамильного герба Романовых.
Облик Парадной лестницы формировался постепенно. Окончательный
вид сложился после перестройки, произведенной Месмахером.
Скульптор М.А. Чижов исполнил из мрамора для этой лестницы фигуры Амура, тритона и дельфина.
В конце 1882 года Александр III поручил Марии Павловне выбрать от его имени «великому князю подарок на елку», и она заказала в Париже бронзовщику Ганьо «канделябр и два бра с лампами для вновь устроенной лестницы во дворце», которые и сегодня украшают ее.
На средней площадке Парадной лестницы установлена мраморная статуя нимфы работы Теодора Вагнера.
Белая гостиная
Малиновая гостиная.
Самая большая в анфиладе комнат бельэтажа — Малиновая гостиная с большим балконом на Неву, с которого открывается замечательный вид на Петропавловскую крепость и стрелку Васильевского острова.
Эту гостиную, оформленную в стиле итальянского ренессанса, украшают три больших зеркала, круглые столики с мраморными столешницами и резной золоченый мебельный гарнитур, обитый, как и стены зала, тканью малинового цвета.
Сохранились кессонированный потолок из ореха, резные двери грушевого дерева, прекрасный камин XVI века из бременского песчаника, люстра венецианского стекла и стенники, отражающие свет электрических ламп.
К сожалению, наиболее ценные полотна из собрания Владимирского дворца (преимущественно русских художников) после революции были отсюда вывезены.
Кабинет
Танцевальный зал
Кабинет
Будуар великой княгини
Соседствующий с Кабинетом миниатюрный Будуар (Мавританская гостиная) оформлен в стиле дворца Альгамбра в Гренаде.
Стены этой уютной комнаты, вызывающей ассоциации с экзотичной восточной шкатулкой, сплошь покрыты лепными украшениями, позолотой и красочной росписью, низкие диваны и оттоманки обиты кашемиром.
В нише, расположенной слева от окна Мавританской гостиной, хранилась коллекция драгоценностей, большую часть которой составляли изделия фирмы Карла Фаберже.
Любопытно, что в 1885 году именно Владимир Александрович заказал петербургскому ювелиру первое пасхальное яйцо для императора Александра III, положившее начало уникальной серии.
Розовая гостиная
Из Малиновой гостиной, где часто собирались родственники и друзья великокняжеской семьи, дверь налево ведет в покои Марии Павловны.
Гостиная на половине хозяйки дворца была оформлена в стиле Людовика XVI. Первоначально ода называлась Голубой гостиной по цвету шелковой обивки стен.
Отделка комнаты изменилась, и сейчас стены затянуты «золотой» тканью.
Ваза мейсенского фарфора на каминной полке — семейная реликвия: это подарок великого герцога Фридриха Франца II к свадьбе дочери.
Подлинный предмет из убранства Голубой гостиной — рояль грушевого дерева, за которым музицировала великая княгиня.
Музыка была любима всеми членами семьи. Во Владимирском дворце хранилась большая коллекция нот, сборников песен и романсов.
Шли годы, менялась мода, менялись вкусы владельцев дворца, увеличивалась великокняжеская семья.
В связи с этим время от времени вносились изменения в оформление интерьеров, производились ремонтные работы.
С 1880 по 1893 год переделкой помещений Владимирского дворца руководил архитектор Максимилиан Егорович Месмахер.
Кабинет великой княгини
Следующая комната на половине Марии Павловны — Кабинет.
Гарнитур из грушевого дерева в стиле модерн выполнил для Кабинета мебельщик К.Е. Керем.
Над дверями, ведущими в Будуар и Спальню, — рельефные десюдепорты скульптора А.М. Опекушина.
Центр потолка украшает картина Тони Февра «Аллегория утра», подаренная императрицей Марией Александровной.
Библиотека
Интерьер, оформленный по проекту Месмахера в 1880-х годах, — Библиотека. Благодаря удачному композиционному решению, скромное по объему двухъярусное помещение, отделанное светлым дубом, кажется весьма вместительным.
Освещение зала через небольшой световой фонарь в перекрытии позволило установить книжные шкафы по всему периметру антресолей.
Состав книжного собрания Владимира Александровича определялся интересами владельца: самыми интересными и значительными были исторический и военный разделы библиотеки.
По завещанию своего отца великий князь получил в 1881 году более 10 тысяч книг. Из них около половины составляли сочинения по истории и мемуары.
К концу жизни владельца Владимирского дворца его книжное собрание насчитывало уже более 17 тысяч томов.
После революции часть библиотеки Владимира Александровича передали в Эрмитаж, а в 1931 году 2200 томов из нее были проданы Нью-Йоркской публичной библиотеке.
Бронзовая лестница
Подлинным шедевром зодчего стала Бронзовая лестница в стиле необарокко, которую отличает гармоничное цветовое решение.
Белый мрамор ступеней контрастирует с золотым узором решетки и цветом поручней, выполненных из красного дуба, а в дальнейшем обитых малиновым бархатом.
Беломраморные путти поддерживают картуш из позолоченной бронзы с переплетенными монограммами владельцев дворца.
Большая гостиная
Их высочества имели репутацию хлебосольных хозяев. Они нередко устраивали у себя парадные обеды с приглашением многочисленных гостей.
Большая столовая (Банкетный зал) отличался от остальных дворцовых помещений отделкой в «русском стиле».
Этот интерьер был оформлен А.И. Резановым вместе с его помощником А.Л. Гуном в годы строительства дворца и сохранился до наших дней почти без изменений.
Последние две работы завоевали Гран-при на Всемирной парижской выставке 1877 года.
В убранстве зала использованы не только древнерусские мотивы. Люстры и бра, выполненные из красной меди в мастерской Иоганна Беца, узор пилонов и роспись изразцов печи напоминают о том, что хозяин — член императорской семьи Романовых.
Одно из главных украшений Дубового зала — печь с разноцветными поливными изразцами, изготовленными в Петербурге, в керамической мастерской Леопольда Бонафеде по проекту Резанова.
Она напоминает украшения царских палат XVII столетия.
С началом Первой мировой войны великая княгиня сосредоточилась на организации санитарно-военной помощи
Первый костюмированный исторический бал состоялся именно во Владимирском дворце 25 января 1883 года.
Залы дворца «были заполнены русскими боярами, боярынями и боярскими детьми обоего пола, воеводами, витязями, думными и посольскими дьяками, кравчими, сокольничими, ловчими, рындами, конными и пешими жильцами времени Ивана IV, варягами, печенегами, запорожцами, казаками; явился думский дьяк с чернильницей и пером за поясом, гусляр с гуслями и другие. Казалось, вся допетровская Русь воскресла и послала на этот бал своих представителей».
«Мария Павловна, женщина умная и властолюбивая, пожелала стать наперсницею и опекуншею Государыни, но сразу получила холодный и решительный отпор, благодаря чему и стала неприязненно относиться к императрице».
Отношения еще больше обострились после неудачного сватовства сына Марии Павловны Бориса Владимировича, который просил руки старшей царской дочери великой княжны Ольги Николаевны.
Уязвленная Мария Павловна не скрывала своего возмущения императрицей.
Павловне: «Вот кому бы быть у нас царицей!».
Но стать царицей ей было не суждено.
Накануне крушения монархии в феврале 1917 года Мария Павловна уехала из Петрограда на Кавказ, а в начале марта 1920-го навсегда покинула Россию вместе с младшим сыном Андреем Владимировичем и его гражданской женой Матильдой Кшесинской.
Зеленая гостиная
Домовая церковь
Дворцу, где она прожила больше сорока лет, выпала не самая плохая судьба — в январе 1920 года он стал Домом Ученых (с 1932 г. — Дом ученых им. М. Горького), который существует и в наши дни.