Петропавловская крепость в Петербурге заложена 16 (27) мая 1703 года и названа Санкт-Питер-Бурх. Эти дата и название стали днем рождения и именем нового города.
По преданию, Петр I сам выбрал место для новой крепости – небольшой Заячий остров (по-фински – Енисаари), расположенный в устье реки Невы.
Расположенная в самом широком месте реки, у ее разветвления на два рукава, она перекрывала пути наступления противника со стороны Финского залива.
Общий замысел крепости принадлежал Петру.
Проекты укреплений составили под его руководством состоявшие на русской службе иностранные инженеры – француз Ж.Г. Ламбер и немец В.А. Кирштенштейн, который до 1705 года наблюдал за строительством.
В 1706 – 1740 годах первоначальные деревоземляные куртины и бастионы были заменены кирпичными. Руководил работами Д.Трезини, а затем Б.Х. Миниих.
Петропавловская крепость в Петербурге
Общая структура оборонительных сооружений в виде вытянутого шестиугольника с бастионами на углах напоминала планы “идеальных” городов-крепостей эпохи Возрождения.
За проливом подступы к крепости дополнительно защищал кронверк – земляные валы и рвы в форме короны.
Чеканный и лаконичный силуэт крепости господствует в панораме Невы. Выразительность его определяется контрастом протяженной горизонтали укреплений и устремленной ввысь колокольни Петропавловского собора.
Цитадель в форме шестиконечной звезды сооружалась по проекту, составленному французским инженером Ж.Г. Ламбером при участии царя.
Петропавловский собор с его тонким золоченым шпилем, увенчанным фигурой ангела, до последнего времени оставался высочайшим архитектурным сооружением города – 122,5 метра.
Собор во имя апостолов Петра и Павла воздвигнут в 1712-1733 годах Д.Трезини. Он стал ярчайшим символом петровской эпохи.
В нем воплотилось освоение композиционный принципов и стилевых особенностей разных школ европейской архитектуры.
Тип зального храма с гигантской башней подобен церквам Прибалтики и Северной Европы.
Западный и восточный фасады собора варьируют широко распространенную в европейском барокко 17 века композиционную тему, восходящую к знаменитой церкви Иль Джезу в Риме.
Колокольня – главная общегородская доминанта – построена в первую очередь.
Многоярусная композиция с волютами над основным объемом храм и шпилем-иглой вверху имела своими вероятными предшественниками церкви архитектора К. Рена в Лондоне.
Переход от нижнего яруса ко второму сопрягается волютами. Первоначально на колокольне не было второй пары волют, на этом уровне помещался треугольный фронтон, завершавший нижнюю часть западного фасада.
Трезини как бы водрузил над двухъярусным “итальянским” фасадом “северную” башню, полную неудержимого порыва ввысь.
Сравнительно небольшой купол поднимается над восточной частью здания. Смелое и свободное соединение разных прообразов, их преломление сквозь призму строгих и рационалистических вкусов петровского времени позволили Трезини создать своеобразное и целостное произведение, выразившее европейский дух новой российской столицы.
Великокняжеская усыпальница
В 1897-1908 годах рядом с собором была возведена Великокняжеская усыпальница (Д. Гримм, А.Томишко, Л.Бенуа).
Это центрическое купольное здание многими деталями перекликается с Петропавловским собором и воспринимается как его продолжение.
Перед двором усыпальницы с западной стороны Л.Бенуа поставил решетку по образцу невской ограды Летнего сада.
Петровские ворота
Внутрь крепости ведут несколько ворот. Среди них выделяются Петровские, сооруженные в стиле барокко. Главные ворота крепости ориентированы на восточный фасад собора.
Они повторяют в иных пропорциях его двухъярусную композицию с аттиком, волютами и лучковым фронтоном.
Эта взаимосвязь составляла пространственный стержень ансамбля крепости (теперь эффектная перспектива перекрыта скучным Артиллерийским цейхгаузом, построенным в 1801-1802 годах, и высокими деревьями).
Петровские ворота, решенные в виде триумфальной арки, являются ключевым образцом синтеза искусств раннего барокко.
Живописный силуэт, плавные криволинейные очертания, пластичность архитектурных форм органично связаны с аллегорическим скульптурным убранством, выполненным К.Оснером, Н.Пино и Ф. Вассу.
На территории крепости находятся сооружения разных периодов. Наиболее интересны: Комендантский и Инженерный дома, миниатюрный Ботный дом, здание Монетного двора.
Облик Петропавловского собора претерпел немало изменений. После катастрофического пожара 1756 года исчезла фигурная кровля с переломом, а колокольню восстановили, увеличив ее высоту.
Новый изящный купол оказался несоразмерным общему силуэту. В 1858 годах по проекту Д. Журавского деревянная конструкция шпиля заменена металлической, и он стал еще выше и стройнее.
На его острие была установлена новая (четвертая по счету) фигура ангела, ставшего одним из самых популярных символов города.
Петропавловская крепость в Петербурге – интерьер собора
Отделка интерьера неоднократно возобновлялась.
Сам храм с тремя нефами равной высоты заключен в простой и четкий геометрический объем со спокойной ровной ритмикой продольных стен, плоскостной графичной трактовкой ордерных элементов – пилястр.
От первоначальной сохранились фрагменты живописи, резная кафедра и грандиозный иконостас, выполненный в 1722-1729 годах московскими резчиками по проекту И.П. Зарудного и Д. Трезини.
В его легких динамичных формах блистательно воплощены черты барокко.
Собор с самого начала служил усыпальницей царствующей фамилии. В нем погребены почти все российские императоры.
Тюрьма Трубецкого бастиона
Петропавловская крепость вошла в историю и как “Русская Бастилия” – главная политическая тюрьма самодержавия.
Ныне здесь – музей-заповедник, основная часть Музея истории Санкт-Петербурга.