Мраморный дворец в Петербурге
Экскурсия по Миллионной улице: “Фасады этого строгого здания выполнены в духе архитектуры раннего классицизма. Они декорированы коринфскими пилястрами из розоватого тивдийского мрамора, объединяющими второй и третий этажи.
Мрамор пилястр оттеняет розовато-серый выборгский гранит высокого цокольного этажа.
Из мрамора различных цветов сделаны фриз, аттик и подоконные филенки с гирляндами.
Общее впечатление от шедевра Ринальди радикально изменилось. Следует помнить, что первоначально главный фасад «распахнут» в сторону северо-восточной части Царицына луга.
Между ним и Летним садом не было никаких построек, и парадный фасад, выходивший на Красный канал (засыпан в 1770-х гг.), оформлялся зодчим в расчете на восприятие с большой дистанции. Сегодня мы лишены этой возможности.
Главный фасад дворца выходи в прежде открытый, а ныне замкнутый парадный двор…Две небольшие статуи, стоящие на аттике, исполнил скульптор Ф.И. Шубин.
Первоначально над главным входом во дворец было начертано: «Здание благодарности».
Дворец строился в качестве прощального подарка императрицы своему фавориту Григорию Орлову.
Гуляка, бретер и ловелас, он был героем Семилетней войны. В битве с пруссаками при Цорндорфе трижды раненый, Григорий Орлов не покинул поля боя, хотя его уговаривали товарищи, и еще азартнее продолжал сражаться во главе своих солдат.
Этот «гигант с головой прекрасной, как у херувима, обладал унаследованной от предка фантастической храбростью восточных народов и верил в свою судьбу»
Личные вкусы Орлова проявлялись в страстной любви к кулачным боям, к охоте на медведя с рогатиной, к верховой езде и прочим видам спорта, кончая петушиными и гусиными боями.
«Императрица может делать все, что ей угодно, но госпожа Орлова никогда не будет русской императрицей»
В 1795 году императрица пожаловала дворец своему внуку, Константину Павловичу, по случаю предстоявшего бракосочетания великого князя.
«…он кусал воспитателей, бил жену, и на великосветских балах без всякого повода обращался к знатным особам с позорными ругательствами»
В конце февраля 1797 года здесь поселился последний польский король Станислав Август Понятовский.
«Вот превратности судьбы — дворец, предназначавшийся в подарок одному фавориту, оказался местом смерти другого»
Мы перелистываем страницы летописи дворца и попадаем в новую эпоху, когда он перешел во владение второго сына императора Николая I — великого князя Константина Николаевича.
«Один из всей царской семьи он невысокого роста, у него красивые „романовские” черты лица, профиль немного напоминает Наполеона в молодости. <…> В обществе он слывет свирепым славянофилом, говорящим только по-русски и намеренно пренебрегающим «всеми формами европейской цивилизации»
Дворец числился за ним с 25 сентября 1831 года, а спустя 18 лет великий князь вступил в полноправное владение всеми своими имениями и резиденциями.
«Делу флота я принадлежал не по одному сознанию долга службы, но и по чувству глубокой к нему привязанности, сделавшейся вторым моим существом»
При Константине Николаевиче и Александре Иосифовне дворец сделался наконец местом постоянного пребывания большой семьи, став ожившим, многолюдным домом. У великокняжеской четы было шесть детей.
«Она очень красива и напоминает портреты Марии Стюарт. Портит ее голос, гортанный и хриплый, кроме того, она плохо говорит по-французски, и манеры ее недостаточно изысканны для того положения, которое она занимает»
Последнему владельцу Мраморного дворца суждено было прославить свой род многими добрыми делами.
«Константин Константинович ненавидел политику и чуждался всякого соприкосновения с политическими деятелями. Он искал, прежде всего, уединения в обществе книг, драматических произведений, ученых, солдат, кадетов и своей счастливой семьи»
Среди них особое место занимает его литературная деятельность.
Экскурсия по Миллионной улице – Интерьеры Мраморного дворца
От первоначальной отделки сохранились Парадная лестница, претерпевшая незначительные изменения, и надстроенный в XIX веке Мраморный зал.
В оформлении Парадной лестницы преобладает мрамор серо-серебристых оттенков.
Первоначальные интерьеры дворца с течением времени подверглись существенной реконструкции.
Скользящий свет, падающий из овальных окон фонарика и высоких окон второго этажа, выявляет разнообразный рисунок камня колонн и пилястр, вытесанных из больших глыб.
В нишах Парадной лестницы были установлены мраморные скульптуры работы Федота Шубина.
В отделке интерьеров дворца А. Ринальди больше следовал традициям архитектуры барокко.
Некоторые залы выглядели очень нарядно, были декорированы цветными мраморами.
Мраморный зал
Подлинным шедевром архитектуры явился Мраморный зал дворца. В XVIII веке он был односветным.
Плафон кисти Стефана Торелли «Свадьба Амура и Психеи» находился ниже, на перекрытии второго этажа, но часть зала до карниза сохранила свою первоначальную отделку.
В музее проводится отдельная экскурсия по жилым интерьерам великого князя Константина Константиновича и его супруги Елизаветы Маврикиевны.
Интерьеры комнат
Покои Константина Константиновича и его жены великой княгини Елизаветы Маврикиевны во дворце находились на первом этаже корпуса, обращенного на Миллионную улицу.
Все перестройки и перемены, происходившие во дворце на рубеже XIX-XX веков, были связаны с перераспределением помещений между появлявшимися на свет и подраставшими детьми.