Великокняжеские дворцы Петербурга
Экскурсии в Спб выходного дня. “Михайловский дворец, предназначенный для великого князя Михаила Николаевича – сына Николая I.
1857-1861, Архитектор А.И. Штакеншнейдер. Дворцовая наб., 18
Его архитектурное оформление представляет собой причудливое переплетение мотивов барокко и ренессанса – портиков и каннелированных коринфских колонн, исполненных из каррарского мрамора, многочисленных декоративных скульптур.
Экскурсии в Спб выходного дня. Ново-Михайловский дворец.
В стилевом отношении фасад дворца представляет собой новое слово в развитии эклектики. Автор предвосхитил те новые тенденции, которые в дальнейшем получили распространение в архитектуре последней трети 19 века.
Дворец занимает очень важное место в общем процессе эволюции русской архитектуры периода эклектики.
Фасад представляет собой очень сложную архитектурную композицию, в которой активную роль играет многочисленная скульптура, созданная в знаменитой в те годы скульптурной мастерской Д. Иенсена.
Это прекрасный пример синтеза архитектуры и декоративной скульптуры в эклектике.
Особенной эффектны кариатиды, как бы “пляшущие” на фасаде дворца. Эти кариатиды были выполнены из терракоты в Заведении для наружных украшений зданий.
Каннелированные колонны, украшающие фасады бельэтажа, сделали из белого импортного мрамора.
В оформлении невского фасада Ново-Михайловского дворца Штакеншнейдер использовал приемы и мотивы, заимствованные из разных архитектурных стилей.
Поэтажный ордер связан с традициями итальянского ренессанса; однако усложненный ритм колонн и повторяющие этот ритм колонн и повторяющие этот ритм выступы-раскреповки антаблементов и вычурные позы кариатид – несомненные черты барокко.
Балконные решетки бельэтажа с их рокайльным узором повторяют мотивы рококо. А наличники окон первого и верхнего этажей характерны для раннего классицизма.
Такое программное сочетание в композиции одного фасада элементов, заимствованных из разных исторический стилей, было тогда творческим новшеством.
Интерьеры дворца. Главная лестница.
Богато декорированы парадные помещения дворца, начиная с Главного вестибюля, украшенного гранитными колоннами и пилястрами с белыми лепными капителями.
Легкость, изящество, щедрая “кружевная” орнаментация отличают великолепный ансамбль интерьеров, где классицистические формы соседствуют с декоративным решением мотивов барокко и рококо.
Была изменена и отделка некоторых апартаментов. Однако парадный вестибюль со стороны Невы, украшенный колоннами и пилястрами из серого гранита, светлая и просторная парадная лестница и главные парадные залы дворца сохранили свой прежний облик.
Росписи многих парадных комнат выполнили художники М.А. Зичи, Н.И. Тихобразов и др.”
Приемная великого князя
Дубовая столовая
Чертами этого грациозного и комфортного стиля была наделена и мебель, стоявшая в этих залах.
Банкетный зал
Особенно эффектно выглядят двусветные Банкетный и Танцевальный залы, украшенные двухъярусными колоннадами с колоннами из белого мрамора.
Танцевальный зал
Зеленый зал (бывшая Желтая гостиная)
Нарядностью отделки выделяется Зеленый зал, в оформлении которого Штакеншнейдер сочетал черты помпезного “стиля Людовика XIV” с мотивами раннего рококо.
Двусветный Зеленый зал интересен изящной лепниной и живописной декорацией.
Однако классицистическая строгость колоннад смягчается легкими решетками верхнего яруса, в которых звучат изящные мотивы рококо.
В интерьерах Ново-Михайловского дворца тоже наметился переход от относительно точного воспроизведения исторических стилевых прототипов к их более свободной интерпретации.
Вплоть до соединения элементов разных стилей в одной композиции – как это произошло и на главном северном фасаде дворца со стороны Дворцовой набережной.
Перекличка различных стилевых прообразов делает это здание рубежным памятником периода зрелой эклектики , в которой смешение стилевых прообразов станет одним из определяющих принципов.