Особняки знати в Петербурге: “Одним из примечательных зданий Английской набережной является бывший дворец великого князя Павла Александровича (А.Л.Штиглица).
Дворцы Романовых в Петербурге
С особняками богатейших аристократов нарядностью отделки конкурировал особняк финансово-промышленного магната, банкира и мецената барона Александра Людвиговича Штиглица.
Автор проекта архитектор А.И. Кракау придал особняку облик монументального палаццо в духе архитектуры позднего Возрождения.
Это выражается и в акцентировке главного фасада двухколонным коринфским портиком, и в обработке стен глубоким рустом, и в обрамлении окон сандриками различного рисунка.
Младший сын Александра II, служивший в лейб-гвардии Гусарском полку, в 1889 году женился на дочери греческого короля Георга I, получившей имя великой княгини Александры Георгиевны.
В сентябре 1891 года после тяжелых родов она скончалась, оставив мужу годовалую дочь Марию и новорожденного сына, названного Дмитрием.
В 1893 году молодой вдовец увлекся женой гвардейского офицера Ольгой Валерьяновной Пистолькорс.
Затем, вопреки категорическому запрету императора, Павел Александрович вступил в морганатический брак со своей возлюбленной.
Узнав об этом, Николай II уволил дядю от всех должностей, лишил звания генерал-адъютанта и запретил въезд в Россию. Павел Александрович и Ольга Валерьяновна вместе с сыном Владимиром поселились в окрестностях Парижа. Здесь у супругов родились дочери — Ирина и Наталья.
Только в 1914 году великому князю разрешили вернуться в Россию. Николай II пожаловал его супруге и детям от второго брака титул князей Палей.
Семья жила в Царском Селе, в собственном доме («дворец Палей») в Пашковском переулке.
В мае 1916 года Павел Александрович в чине генерала от кавалерии возглавил 1-й Гвардейский корпус, принимавший участие в боевых действиях на Юго-Западном фронте. Накануне революции он числился генерал-инспектором войск гвардии.
В дни Февральской революции великий князь был рядом с императрицей Александрой Федоровной в Царском Селе, участвовал в безуспешных попытках предотвратить гибель монархии.
После отречения Николая II он вышел в отставку и жил вместе с семьей в их царскосельском доме под домашним арестом.
Верхняя часть фасада завершена широким фризом, украшенным лепкой.
Великолепно оформлена парадная лестница, облицованная белым мрамором и декорированная на уровне второго этажа коринфским пилястрами.
Художественностью отделки славилась дворцовая церковь, устроенная в 1890 году по проекту архитектора Н.В. Султанова.
Ее позолоченный резной иконостас являлся точной копией иконостаса одной из владимирских церквей XVII века”.
Особняки знати в Петербурге. Интерьеры дворца.
Интерьеры особняка принадлежат к выдающимся образцам русского исторического интерьера начала второй половины 19 столетия.
Они свидетельствовали о начавшейся эволюции стиля от ранней эклектики времени Николая Первого к той поздней эклектике последней трети 19 века, когда декоративная насыщенность и многостилье интерьеров достигнут своего апогея.
Почти все интерьеры дворца отличает высокий профессиональный уровень исполнительского мастерства.
Особняки знати в Петербурге. Танцевальный зал.
Танцевальный зал – самое нарядное помещение дворца, декорированное коринфскими каннелированными колоннами.
Белая гостиная
Гостиная наполнена типичной мебелью в “стиле Людовика XV” (белая обивка мебели, очевидно, и дала название этой гостиной).
В оформлении стен и потолка превалируют мотивы иного характера, повторяющие и “стиль Людовика XIV” ( в частности, в оформлении и в росписи падуги), и “стиль Людовика XVI” (классицистические кариатиды).
Голубая гостиная
Голубая гостиная, обитая темно-голубым шелком и заполненная рокайльной мебелью, отличается чрезвычайно сложным и насыщенным декором с обильной позолотой, повторяющим мотивы барокко “в духе Растрелли”.
Убранство дополняли очень сложные по форме люстры с множеством свечей, в композиции которых сочетались и обильные хрустальное подвески, повторяющие (в гипертрофированном виде) мотивы оформления люстр, типичные для конца 18 века, и золоченая бронза, вошедшая в моду в первой трети 19 века.
Заимствования из различных исторических стилей говорит об эклектичности этого интерьера.
Библиотека
В иной атмосфере был оформлен интерьер библиотеки. Стены были уставлены шкафами, богато оформленными резным деревом, стулья обтянуты темной кожей.
В этом “деловом” интерьере библиотеки, предназначенном для чтения, тем не менее господствовало стремление к предельной насыщенности декором, что проявилось в сложном оформлении книжных шкафов, в котором соединились мотивы ренессанса и барокко.
В левом углу находилась изящная подставка, на которой стояла модель памятника “Тысячелетие России”.