Китайский дворец в Ораниенбауме – уникальный памятник 18 века в России.
Трудами европейских и русских художников, искусно воплотивших идеи императрицы Екатерины II и замыслы выдающегося архитектора Антонио Ринальди, во дворце были созданы интерьеры, отличающиеся художественным совершенством и неисчерпаемой декоративной фантазией.
Китайский дворец
«…контраст между наружной и внутренней архитектурой ни у кого из работавших в России зодчих не был так велик, как у Ринальди»
“Мне вздумалось тогда развести себе сад в Ораниенбауме, и так как я знала, что великий князь не даст мне для этого ни клочка земли, то я попросила князей Голицыных продать или уступить мне пространство сто саженей невозделанной и давно брошенной земли, которая находилась у них совсем рядом с Ораниенбаумом…Я начала делать планы, как строить и сажать…”
“…многие после меня без пристрастия говорят, что сад и дом мой хорош, а мне кажется, будто лучше здесь нигде нету…”
“Их Императорские Высочества в течение всего лета жили в Ораниенбауме, где они устроили много празднеств, итальянскую оперу, маскарады. Мадам великая княгиня… велела заложить там большой сад и увеселительный дом, строительство которого сделает честь месье Ринальди“.
“Лейб-хирург Гийон имел обыкновение говорить о нем (арх. А. Ринальди): “В награду за этот сумасшедший проект его следует повесить на входных воротах”. Потому что касса великой княгини, из которой мосье Гийон чем чаще, тем охотнее хотел бы кое-что получать, по этой причине постоянно была пустой…“
“По окончании литургии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО в провождении находящихся персон следовала в верхний сад, в новопостроенный домик в котором…приносили ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ поздравления со днем праздника и жалованы к руке. Обеденное кушанье ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВО изволила кушать в домике, как с помянутым духовенством, так и с светским, обоего пола в 42 персонах…”
“Природа одарила ее слишком большим умом, дарованиями и гордостью для того, чтобы она могла довольствоваться спокойствием уединения“.
“…Ея императорское величество и все прибывшая персоны следовали в верхний сад, в новопостроенный каменный домик, в котором господа чужестранные министры водимы были для смотрения покоев и в них великолепного убранства, и в то время во всех комнатах зажжено было множество больших свеч, от которых казался преизряднейший вид…”
Китайский дворец в Ораниенбауме – Передняя
В центре П-образного углубления здания расположена комната, которую называли Передней.
Это был вестибюль дворца.
Передняя – просторная комната с двумя срезанными углами и крутой высокой падугой – как бы приглашает войти во дворец.
Росписи созданы крупнейшим орнаменталистом Серафино Бароцци, которому принадлежит ведущая роль в декоративном оформлении интерьеров и Китайского дворца и Катальной горки.
В Передней находится плафон “Аполлон и искусства”. В нем олицетворяется в символико-аллегорической форме гармонический союз трех искусств – архитектуры, живописи и скульптуры.
Из Передней мы попадаем в Большой зал дворца.
Большой зал
Торжественный и величавый облик Большого зала соответствует его предназначению: при Екатерине II здесь принимали представителей дипломатического корпуса и приближенных ко двору лиц.
В лепную орнаментику стен введены военные атрибуты, чтобы отразить представительскую функцию интерьера.
На столе представлен фарфоровый сервиз Королевской фарфоровой мануфактуры в Берлине и изделия из стекла Императорского стекольного завода.
Над дверными порталами парадной анфилады расположены мраморные барельефы, изображающие Петра I и Елизавету Петровну, намекая на преемственность их власти.
Мебель, экспонируемая в зале, относится к XIX столетию. Гарнитур из восьми канапе выполнен по рисункам архитектора Г.Г.Прейса мастером Гютоном специально для этого интерьера.
При Екатерине II вечернее кушанье выставляли на четырех круглых столах, расставленных по периметру зала. Сегодня стол сервирован как в XIX веке, когда владельцы дворца проводили здесь торжественные обеды и ужины.
Живописное убранство зала составляет панно, помещенные на стене с каминами. Справа – “Юнона” кисти С.Торелли, слева – “Похищение Ганимеда” работы того же художника.
Китайский дворец в Ораниенбауме – Штукатурный покой
Интерьер характерен для ринальдиевского рококо. Белый и золоченый рокайль в сочетании со стилизованными и реалистически трактованными растительными формами четко, но не резко читается и на плоскости перекрытия, и на розовато-сиреневом фоне стен.
В композиционный строй комнаты включены живописные картины-панно, посвященные любовной тематике. Они взяты в прямые рамы, равно как и эллипс плафона, органически связаны с орнаментом и цветовой характеристикой комнаты.
Орнамент, окружающий панно, строго согласован с обрамлением, а наложенные на них рокайльные лепные композиции еще больше подчеркивают единство всех элементов декоративного убранства.
Гардеробная
Комната связывает парадный вход во дворец с половиной великого князя Павла Петровича. В 18 веке зал назывался “комната, где пудрились”.
В это время в Россию приходит европейская мода на напудренные парики. Пудра изготавливалась из перемолотого крахмала и в течение дня могла осыпаться. Поскольку прическу требовалось поправлять регулярно, в домах и во дворцах стали появляться помещения, предназначенные для этой процедуры.
Китайский дворец в Ораниенбауме – Зал муз
Особым изяществом отличается Зал Муз – одна из главных парадных комнат северной анфилады дворца.
При Екатерине интерьер назывался Живописной галереей. Стены зала украшены темперными росписями Стефано Торелли с изображением девяти муз.
Написанные на фоне облаков в обрамлении легких и изящных лепных украшений, изображения муз воспринимаются как отдельные картины, объединенные общим художественным замыслом.
В темперной технике выполнены и живописные композиции падуг потолка. На скругляющихся с стене поверхностях запечатлены группы амуров с атрибутами античных богов, чередующихся с лепной и живописной орнаментацией.
Завершает художественное оформление потолка живописный плафон. Богиня любви и красоты восседает на облаке, запряженном парой лебедей. Ее сопровождают грации.
Динамичность лепных композиций, плавность скругленных линий архитектуры зала, светлая, почти пастельная гамма росписей создают впечатление легкости и вместе с тем праздничности и нарядности.
“Всемилостивейшая Государыня…Не могу устоять против желания воспеть удовольствие испытанное мною вчера при виде трудов г.Торелли. Два плафона, изготовляемые им для Ораниенбаума, поистине увлекательны.
Есть там три грации, коих колорит, густота краски, рисунок не уступают лучшим произведениям велики мастеров…”
Зал, сохранивший свою подлинную отделку, принадлежит к числу лучших интерьеров 18 столетия. Большие стеклянные двери придают ему сходство с парковым павильоном, декоративное оформление которого органично дополнено скульптурным убранством.
Два мраморных бюста неизвестного итальянского мастера второй половины 18 веках установлены по сторонам двери в Большую антикамеру: справа – “Лукреция”, слева – “Клеопатра”.
Китайский дворец в Ораниенбауме – Будуар
Завершает малую анфиладу комнат Павла. Его художественный облик определяет ореховая облицовка стен, украшенная резьбой и декоративными росписями С.Бароцци.
Великолепный резной орнамент из тисового дерева, композиционно связанный с изящными росписями гирлянд, цветов, фигур Дианы и Марса – еще один пример неисчерпаемых творческих возможностей художников-декораторов, работавших во дворце.
Китайский дворец в Ораниенбауме. В стенах Будуара вставлены аллегорические картины-панно – Музыка, Живопись, Драма – работы художника Д.Гварана.
Будуар, прозванный в 18 веке Живописным кабинетом, и смежный с ним Кабинет Павла, называвшийся в то время Кабинетиком, – последние помещения покоев великого князя.
В 1855 году здесь появился камин, исполненный по рисунку архитектора Ю.А.Боссе. Значительная часть поверхности стен – это не орех, а сандал и олива, которыми фанерованы большие (верхние) панели и входные двери.
Орех, темный и светлый грецкий, использован в отделке малых (нижних панелей) и нижнего цоколя соответственно.
Панели украшены резьбой с тонкой профилировкой в виде растительных побегов.
В составе этих композиций даны живописные вставки в виде гирлянд и корзин с цветами и птицами, а по сторонам от камина изображены фигуры Марса в военных доспехах и Дианы с копьем. Росписи выполнена масляными красками.
Штофная опочивальня
Штофная опочивальня в Китайском дворце располагается в анфиладе жилых покоев Павла Петровича. В альковной части, отделенной драпировкой, находится кровать.
Арка алькова оформлена в виде трельяжной полуциркульной беседки, увитой цветущими побегами вьющегося растения.
В 18 веке комната была декорирована штофом “по селадоновому”, то есть голубовато-зеленоватому, грунту.
Сохранившиеся фрагменты отделки Китайского дворца в Ораниенбауме селадонового цвета, покрытые росписью 18 века, видны на панелях в нижней части стен.
В 19 веке владельцы изменили назначение оформление помещения на свой вкус. При великих княгинях Елене Павловне и Екатерине Михайловне здесь располагалась сначала Туалетная, потом Уборная.
В 1895 году благодаря обновленной внутренней отделке комната стала именоваться Новой опочивальней.
Тканное убранство комнаты заменено на живописное при реконструкции дворца в 1855-1857 годах.
Справа, при входе в Штофную опочивальню, помещено панно “Разоритель птичьих гнезд”, выполненное художниками с гравюры Франсуа Буше, которая, в свою очередь, была сделана по живописному оригиналу французского мастера эпохи рококо Антуана Ватто.
Редчайшими образцами прикладного искусства являются соломенные панно, которые были объединены в единую декоративную композицию.
Панно созданы в технике вышивки синелью (разноцветным ворсистым шелком) по золотой рисовой соломке.
Прототипом живописного панно “Качели”, помещенного на стене напротив, стала гравюра Жака Филиппа Леба “Девушка на качелях”.
Пространство над окнами декорировано живописным полотном “Амур на дельфинах”.
Китайский дворец в Ораниенбауме – Малый китайский кабинет
Расположен рядом со Штукатурным покоем.
Объемно-пространственная композиция, декоративное убранство, мебель, исполненная по рисункам Ринальди, – свидетельство того, что зодчий лишь использует декоративные мотивы китайского искусства, ни в коей мере не стремясь к подражанию ему.
Особенностью декоративного убранства Малого китайского кабинета и Китайской опочивальни является расписной шелк в обрамлении накладной резьбы в форме меандра различных видов.
В полном соответствии со структурой кабинета находится его декоративное убранство. Геометрических очертаний кессоны и фигурные ячейки украшают перекрытие, а стены комнаты декорированы накладной деревянной резьбой в виде геометрического меандра.
Фантастические лепные птицы, вазы с цветами, стилизованный растительный орнамент дополняют убранство комнаты.
В композицию паркета, набранного из 15 ценных пород дерева, также введен геометрический орнамент.
Небольшие вставки в виде деревянных плакеток с китайскими иероглифами, врезанными в паркет, придают ему своеобразие.
Голубая гостиная
Расположена рядом с праздничным Стеклярусным кабинетом. Контраст разителен. В комнате находятся большие живописные полотна, исполненные в 1863 году художником А.Е. Бейдеманом.
Центральный медальон паркета повторяет рисунок рамы плафона, составленной из четырех дугообразных линий.
Остальная плоскость пола вторит лепке перекрытия.
Вкус и рука Ринальди в полной мере ощущаются в решении перекрытия и паркета гостиной.
От первоначальной отделки в комнате сохранились наддверия: “Итальянский пейзаж” Ф.Цукарелли, “Нептун” и “Амфитрита” и картина “Два амура” над зеркалом.
Стеклярусный кабинет
“ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО соизволили допускать на аудиенцию цесарского министра князя Лобковича в комнате, что обои стеклярусовые. По сем ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО соизволила выдти в залу, в которой господ чужестранных министров жаловать соизволила к руке, а потом в Китайском угловом зале забавлялись в карты на 6-ти столиках до 9-ти часов...”
Вскоре после восшествия на престол Екатерина издала указ “об отдаче находившихся при дворе золотошвей в смотрение и для исправления должности к мадам де Шель”, бывшей актрисе французской труппы.
В феврале 1763 года де Шель получила “за всю выполненную работу 4100 рублей”, а в мае 1764 года императрица постановила выдать француженке еще “1000 рублей за работу и отпустить в отечество…”
Стеклярусная комната получила свое название благодаря 12 панно, которые украшают три стены интерьера (десять больших полотнищ и две композиции над дверями).
Основой этих декоративных картин служит холст, по которому сделана вышивка разноцветным ворсистым шелком – синелью и стеклярусом – цилиндрическими трубочками молочного стекла различной длины (от 2 до15 мм.).
Благодаря крученому ворсистому шелку создается впечатление объемности оперенья птиц и всего декоративного орнамента. Безукоризненно подобрана цветовая палитра шелковых нитей.
В противовес холодному блеску стекляруса вышивка выполнена в мягких, пастельных тонах с преобладанием золотисто-бежевого оттенка.
Стеклянная поверхность столов набрана в технике флорентийской мозаики. Консоль и столик с изображением книг украшены агатом и ониксом.
“…Бывшего статского советника Михаила Васильевича Ломоносова за поставленные фабрики его на делание мозаичных работ разных колеров стекла в прошлом 1767 году 10 за каждый пуд по 5 рублей всего 50 рублев...”
Розовая гостиная
В нее мы попадаем из Голубой гостиной. О былом убранстве гостиной мы можем судить сейчас по сохранившейся лепной орнаментации перекрытия, живописному плафону “Диана” художника Г.Дициани, двум наддверным панно – “Амур с птичкой” и “Амуры,играющие в мыльные пузыри” и паркету (сделан заново в 1819 году по первоначальному рисунку).
Мотив трельяжной сетки, введенный в рисунок паркета, орнаментику перекрытия и наддверия, способствует стилистической цельности интерьера, внося в него рокайльный элемент.
Большой Китайский кабинет
В 18 веке назывался Китайской галереей. Завершает парадную анфиладу дворца с запада. Композиционный строй зала характерен для творческого почерка Ринальди. Углы зала округлены, пологая падуга соединяет стены с потолком.
Плафон и паркет оформлены в полном соответствии друг с другом.
Облик зала фантастичен. Это достигается приглушенным дневным светом, буквально ощутимой плотностью отделочного материала – дерева и характером остального убранства.
Декор зала напоминает чудесную деревянную шкатулку.
Плафон кабинета, написанный братьями Серафино и Джузеппе Бароцци, называется “Союз Европы и Азии”.
Плафон написан в звучной и богатой цветовой гамме, напоминает фантастическую театральную сцену. Он великолепно согласован с не менее фантастическим и красочным решением всего интерьера.
Восточные мотивы наиболее ярко представлены в интерьерах, расположенные в западной части дворца, на половине Екатерины.
Большой китайский кабинет украшают наборные деревянные панно, выполненные в технике мозаики из пластинок разных пород дерева с инкрустацией моржовой костью.
На панно представлены галантные сценки из жизни китайцев на фоне пейзажа. Эти композиции созданы группой русских мастеров во главе с И. Шталмеером, возможно по рисункам С. Бароцци, который расписывал падуги в этом зале.
Стены комнаты украшают 12 деревянных панно тончайшей наборной работы. Лица китайцев и деревья выточены из слоновой кости. По всей вероятности, что работа штатного столяра Собственной дачи Якова Ланга.
Панно составлены из пластин карельской березы, палисандра, персидского ореха, амаранта и самшита.
Темно-желтый цвет набора со вставками коричневых оттенков или покрытыми зеленой краской и как бы “точечными” включениями пластин слоновой кости создает ощущение плотности материала.
Панно “повествуют” китайские бытовые сценки с небольшим количеством фигур на фоне пейзажей.
Увлечение китайским и японскими мотивами захватило всю Европу с конца 18 века. В искусство России эта мода проникает не только через посредство западных мастеров, работавших здесь, но и благодаря связям России с Востоком.
Однако подражание китайскому искусству было весьма произвольным, чему свидетельство и Большой Китайский зал.
Кабинетик Павла Петровича
Рядом со Штофной опочивальней со стороны алькова расположен Кабинет Павла. Он невелик, обособлен от остальных помещений и удален от оси малой анфилады.
Стены декорированы деревянными и мраморными китайскими панно, потолок в форме купола украшен плафоном-тондо “Геометрия”, выполненным Гаспаре Дициани в 1760-х годах.
Кабинет украшен холстами с росписями С.Бароцци. Изобретательно вкомпонованные в его стены китайские мраморные и деревянные плакетки с различными изображениями и иероглифами оправдывают другое наименование комнаты – Китайская.
Панели кабинета также расписаны по холсту. На них изображены однотонные, выдержанные в светло-коричневых тонах медальоны с античными сценами.
Портретная
Зал напоминает небольшую картинную галерею. В стены Портретной вкомпоновано 22 портрета девушек разных национальностей, исполненных итальянским художником Пьетро Ротари.
Плоскости стен от связал в единую композицию орнаментом. Белая с золотом лепка, в которой, как всегда у Ринальди, элементы рокайля соседствуют с реалистическим и стилизованным растительным орнаментом, заполняет их стены, и падугу перекрытия.
Кроме лепнины, интерьер объединяет и живопись, которая тонально перекликается с паркетом, решенным в светлой гамме (рисунок претерпел изменения), и с плафоном. Картины П.Ротари связаны с плафоном тематически.
“…место, занимаемое Китайским домиком, все еще дышит каким-то особым очарованием и располагает посетителя к тихой задумчивости и настраивает его к мечтательности… Нынешняя высокая хозяйка Ораниенбаума не менее заботиться о сохранении драгоценного домика великой Екатерины в его первобытном виде“.