Царицын павильон
Усадьбы в Петергофе: “…утренний кофе подается в Ольгином павильоне, обед в “Озерках”, вечерний чай в Царицыном павильоне.
По утрам можно было видеть большой запряженный фургон, нагруженный кипящим самоваром и корзинами с посудой и с булками, мчащийся во весь опор к павильону, назначенному для встречи.
Ездовые с развевающимися по ветру черными плюмажами скакали в великокняжеские резиденции сообщить, где императрица будет “кушать кофе“.
В 1844 году Штакеншнейдер завершил длившееся 4 года возведение этого словно вырастающего из воды и зелени стройного здания.
Подаренное Николаем I своей супруге, оно получило наименование Царицын павильон.
Через несколько мину можно было наблюдать, как великие князья в форме, великие княгини в туалетах, дети в нарядных платьицах, статс-дамы и фрейлины, разряженные с самой зари, с быстротою молнии устремлялись к назначенному месту по шоссейным дорогам…”
Царицын павильон органично вписался в пейзаж, эффектно отражаясь в зеркально-спокойной воде искусственного озера.
Построенный Штакеншнейдером Царицын павильон стал одной из самых последовательных и удачных стилизаций “в помпейском вкусе”.
“С этим оазисом вкуса и роскоши мало что можно сравнить во всей Европе. Ваш взор приятно смущен грацией и чистотой архитектуры.
В ее линиях вы встречаетесь с тою упоительною оконченностью, которая одна сама собой уже составляет изящное.
Вы смотрите на контуры здания, вы любуетесь ими, как будто формами человеческой статую, удачно повторяющей прекрасную натуру”.
Усадьбы в Петергофе.Фасады Царицына павильона.
Строительство, начавшееся в 1842 году, было завершено летом 1844 года.
Внутренняя отделка продолжалась вплоть до 1850 года, когда в столовой сделали пол, украшенный подлинной античной мозаикой.
Павильон и примыкавший к нему садик были украшены многочисленными статуями – рядом с копиями античных скульптур и произведениями А.Кановы стояли работы русских, итальянских и немецких скульпторов.
Архитектура Царицына павильона отличалась изяществом и тонкой прорисовкой деталей.
Небольшая башенка позволяла любоваться панорамой парка и в то же время придавала всей композиции живописную асимметрию.
Такая компоновка была новаторским архитектурным приемом, который тогда только стал применяться в воплотил иные способы организации архитектурного пространства, порывающие с канонами классицизма и отражающие передовые взгляды на соотношение формы и функции здания.
В оформлении и планировке павильона и даже в названиях его помещений отразилось увлечение архитектурой древнеримских вилл I века н.э., открытых при раскопках Помпеи.
Перед главным фасадом поднимается из воды стена массивной террасы с ажурным парапетом, украшенным чугунными вазами.
Павильон завершается трехэтажной башней с наружной лестницей.
В павильоне и на острове находится прекрасный скульптурный ансамбль, каменные и мраморные скамьи.
С архитектурой павильона, декоративным и скульптурным декором острова гармонировала живописная компоновка дубов, лип, ясеней, каштанов, кустов сирени, букса, акации, выполненная садовым мастером П.Эрлером.
Интерьеры
Колоннами из черного, серого и голубоватого мрамора декорированы фасады и интерьеры.
Атриум
Центральное помещение павильона, с квадратным мраморным бассейном и фонтаном, соответствовало атриуму (внутреннему дворику) античных домов.
Учитывая петербургский климат, его покрыли потолком со световым стеклянным фонарем.
В отделке павильона использован цветной камень богатейшей палитры.
Из различных мраморов были выполнены камин в гостиной, облицовка бассейна и фонтанная чаша в атриуме.
Белым, серым и красноватым итальянским мрамором выстлан пол атриума, из разноцветных кусков финляндского мрамора набран пол в комнате с тремя нишами.
Кабинет
Овальную нишу кабинета украшают витые мраморные колонки XV века с мозаичными узорами из ляпис-лазури, синего и золотого стекла, привезенные из Италии.
Усадьбы в Петергофе. Столовая.
В убранство павильона были включены подлинные произведения античного и ренессансного искусства.
В столовой пол украшен помпейской мозаикой, обрамленной фризом из порфира, сибирского и итальянского мраморов.
Императрица “проводит все свои дни и вечера в перекочевках из греческого павильона на итальянскую веранду, из швейцарского шале в русскую избу…”