Дворец в Павловске: “центральный кубический корпус дворца увенчан легким куполом на барабане, окруженном шестьюдесятью четырьмя дорическими колоннами.
Дворец в Павловске
К главному корпусу примыкают дугообразные галереи с колоннадой, заканчивающиеся флигелями, образуя парадный двор.
Обращенный во двор фасад дворца полон строгости и торжественности. Его украшает портик из четырех пар коринфских колонн, опирающийся на массивный цокольный этаж, обработанный рустами.
По сравнению с ним боковые флигеля, охватывающие подковой двор, выглядят довольно скромно”.
В разное время над внутренним убранством дворца работали Чарльз Камерон, Винченцо Бренна, Джакомо Кваренги, Карл Росси, Андрей Воронихин
По-другому смотрится дворец со стороны реки Славянки. Выходящий к ней парковый фасад отмечен портиком с треугольным фронтонам, причем в отличие от дворцового фасада сдвоенные колонны стоят здесь только по краям.
Склон пологого холма, на вершину которого поднято здание, кажется его пьедесталом. Издали прекрасно видна величественная колоннада купольного барабана, венчающего дворец”.
Дворец в Павловске: Интерьеры
По периметру дворца идет ряд прямоугольных помещений, великолепно отделанных в стиле классицизма.
Среди них выделяется Греческий зал…Парадные залы продолжаются и в дуговых галереях, и в левом флигеле, где…был отстроен и декорирован громадный восьмиугольный Тронный зал…Торжественно выглядит Картинная галерея…С особой тщательностью был отделан интерьер дворцовой церкви, занимавшей по высоте полтора этажа.”
Египетский павильон
Аллегорические фигуры в египетском стиле, олицетворяют месяцы. Над скульптурами – рельефные медальоны с изображениями знаков Зодиака.
Ведет из Египетского вестибюля в Верхний парадный вестибюль.
Ее декоративная отделка была закончена около 1789 года и выполнена В. Бренной в объемах, определенных первоначальным проектом Ч. Камерона.
Массивный лепной орнамент на гладкой поверхности стен, тематика которого – вооружение и воинские атрибуты различных времен, среди которых есть и восточные (отражение происходивших в то время русско-турецких войн)
Примечательны органично развивающиеся марши лестницы за аркой. Маски львов по правой стороне исполнены, очевидно, скульптором И. Прокофьевым (две сохранились в подлинниках).
Дворец в Павловске – Парадная лестница
«Лестница в том виде, как ее удалось соорудить, является украшением вестибюля, верхняя часть которого заканчивается архитектурной композицией из великолепных дверей, украшенных доспехами, и двух плафонов, расписанных мною».
Несмотря на значительные утраты декора во время ВОВ, фигуры теламонов, лепные композиции на стенах вестибюля и лестницы, а также гипсовые печи сохранились в подлинности и отреставрированы.
Верхний вестибюль
В XVIII века он назывался Верхними сенями.
Бренна решил вестибюль как двусветный зал: дневной солнечный свет, льющийся сквозь застекленные двери балконов, отражается от расположенных против них зеркальных окон и дверей.
Гладко окрашенные стены декорированы эффектными лепными композициями в технике высокого рельефа с изображением военных трофеев.
При императоре Павле I служил местом развода дворцового караула. Архитектурный объем лестничного пролета и вестибюля определен Ч. Камероном в 1784-1788 годах, отделка же парадного вестибюля выполнена В.Бренной в 1793-1794 годах.
Три панно вдоль лестницы напоминают о победах русской армии в Русско-турецких войнах: турецкие чалмы и бунчуки – знаки власти турецких военачальников и русские боевые знамена.
Используя различные декоративные приемы, Бренна придал вестибюлю, находящемуся в центре дворца на его главной оси, особую торжественность.
Дворец в Павловске -Итальянский зал
Среди внутренних помещений парадного второго этажа дворца доминирует круглый купольный Итальянский зал…
Композиционный центр дворца, через него проходит продольная ось, которая делит объем дворца на две равные симметричные половины: северную – парадные комнаты Павла Петровича и южную – парадные комнаты Марии Федоровны.
Зал производит торжественное впечатление благодаря хорам и огромному кессонированному куполу, разделенному на восемь частей продольными полосами.
Он творчески развил мотив купольного зала знаменитой античной постройки – Римского Пантеона, а также Виллы Виченце итальянского архитектора XVI века Андреа Палладио, чье наследие было образцом для архитекторов эпохи классицизма XVIII века.
Вертикальная ось устремляется на высоту 22 метра в центр светового «окна». Первоначальная планировка двухъярусного круглого зала с четким поэтажным членением и куполом с верхним светом принадлежит Чарльзу Камерону.
Дворец в Павловске -Туалетная Павла I
Туалетная красивой овальной формы со сферическим потолком, украшенным лепными розетками в виде листьев аканта была спроектирована Ч. Камероном в 1780-х гг.
Сложный объем комнаты, образованный сочетанием поверхностей призмы, цилиндров и сферы, на редкость гармоничен и пропорционален и уже сам по себе производит сильное художественное впечатление.
Декоративные лепные орнаменты, изящная роспись гризайлью с живописными гирляндами жасмина завершена в 1790 г.
Интерьер помещения с роскошным кессонированным цилиндрическим сводом, как и стены, украшенным изысканной росписью в технике гризайль, с мощным антаблементом и красивого рисунка конхами.
Дворец в Павловске -Кабинет Росси
Кабинет оформлен в 1822 году по проекту Карла Росси на месте проходной комнаты.
Кабинет служит проходной комнатой из центрального корпуса дворца в Библиотеку Росси.
Дворец в Павловске -Библиотека Росси
Была спроектирована и построена архитектором К.И. Росси в 1822-1824 годах симметрично Картинной галерее над открытой галереей.
Роспись плафона в манере «гризайль» была осуществлена декоратором Б. Медичи по проекту К.И. Росси. Мебельное убранство Библиотеки – уникальное явление в истории русского мебельного искусства 1-ой четверти XIX века, редчайший пример встроенной мебели.
Вдоль изогнутой центральной стены и торцевых стен шла сплошная линия книжных шкафов высотой около 4 метров. Эта линия продолжалась и вдоль окон, где в простенках стояли шкафы той же высоты.
Таким образом, общее количество шкафов составляло 19 предметов: 15 больших сдвоенных шкафов и 4 одинарных. Под окнами было установлено пять подоконных витрин-шкафов.
По центру библиотеки находился большой овальный стол для занятий на 20 персон и два дугообразных стола – полушкафа.
Кроме того, в ансамбль входили 36 стульев, обитых зеленым сафьяном и лесенки-банкетки для удобства пользования шкафами.
Мебель по проекту К.И. Росси была выполнена из волнистой березы с резными накладками, окрашенными под античную бронзу, в мастерских петербургского мебельщика В. Бобкова.
Дворец в Павловске – Малый кабинет Павла I
Стены кабинета, как и Библиотеки, облицованы белым искусственным мрамором, что придает ему торжественную строгость.
Невысокий классический лепной карниз отделяет стены от потолка, на падуге которого в технике гризайли изображены фантастические грифоны и женские полуфигуры среди акантового орнамента.
Кабинет соединяется с Парадной библиотекой Павла Петровича широкой аркой.
Дворец в Павловске – Парадная библиотека Павла I
Это главный интерьер в северной парадной анфиладе комнат хозяина дворца Павла Петровича. В его декоре отражены идеи Века Просвещения и морально-нравственные задачи просвещенного монарха.
Это подчеркивается росписью плафона «Истина, изгоняющая пороки», бюстами античных богинь Юноны и Минервы (на круглых печах по углам центральной стены), также скульптурной композицией в наддвернике «Атрибуты наук».
Художник подчеркивает не только семейные добродетели хозяйки Павловска, но и ее художественные таланты. Держа в руках карандаш, Мария Федоровна демонстрирует собственный рисунок с профильными изображениями своих детей.
Вдоль стен в одну линию расположены невысокие книжные шкафики с собранием книг императора Павла I по истории, философии, военному делу.
Начало книжному собранию было положено дорожной библиотекой Екатерины II, подаренной ею сыну.
В центре Библиотеки – большой письменный стол красного дерева на 12-ти ножках-колоннах из слоновой кости. Он изготовлен специально для Библиотеки по проекту В.Бренны в мастерской Г.Гамбса и И.Отта в 1794 году.
Главным украшением стола является храм в античном вкусе с колоннами из слоновой кости и деталями из золоченой бронзы и янтаря.
Дворец в Павловске – Ковровый кабинет
Для убранства кабинета, как и библиотеки Марии Федоровны в Южной анфиладе, Бренна использовал французские гобелены.
Они преподнесены владельцам Павловска во время их пребывания во Франции в 1782 году королем Людовиком XVI.
В ходе работ по реставрации после Великой Отечественной войны на центральной стене был размещен гобелен «Дамы служат Дон-Кихоту», также подаренный Павлу Петровичу французским королем Людовиком XVI и ранее находившийся в Гатчинском дворце.
На боковых стенах – брюссельские шпалеры на сюжеты из «Дон-Кихота» – «Посвящение Дон-Кихота в рыцари» (на левой стене) и «Дон-Кихот с баранами» (на правой стене).
Гобелены были вытканы на Королевской гобеленовой мануфактуре в 1760-х годах мастером Нельсоном по картонам выдающегося художника Франсуа Буше на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия.
После пожара 1803 года А.Н.Воронихин внес изменения в отделку и вместо кессонов появился широкий живописный фриз в манере «гризайль» на сюжеты из античной мифологии и истории древнего Рима: «Жертвоприношение», «Персей, устрашающий врагов головой Медузы», «Боги Олимпа», «Персей, освобождающий Андромеду», «Триумф», «Основание Рима Ромулом и Ремом в виде младенцев», «Аполлон среди муз», «Поезд Вакха», «Геркулес, борющийся с Антеем», «Геркулес с Деянирой и кентавром Нессом», «Процессия с жертвенником», «Аполлон с лирой».
Дворец в Павловске – Зал Мира
Расположен симметрично Залу Войны и в точности повторяет его формы.
Отличие заключается только в тематике лепного декора, который представляет атрибуты мирной жизни: музыкальные инструменты, орудия сельскохозяйственного труда, цветы, фрукты.
Рельефы в люнетах свода исполнены в 1804 году скульпторами С.Теглевым и М.Александровым (Уважным).
На печи, помещенной в одну из ниш, расположена фигура павлина – птица, посвященная богине Юноне.
Дворец в Павловске – Греческий зал
Зал был местом парадных приемов и балов. Его художественная выразительность определяется колоннадой коринфского ордера, проходящей по всему периметру зала.
Зал украшает мебель и бронза в стиле ампир; диваны и кресла обиты шпалерами, выполненными на знаменитой французской мануфактуре в Бове.
Библиотека Марии Федоровны
Библиотека открывает парадную Южную анфиладу комнат, ее отделка выполнена по проекту В.Бренна около 1793 года. Она расположена симметрично Ковровому кабинету и имеет с ним идентичную планировку.
Вдоль стен, как и в библиотеке Павла Петровича, тянутся низкие книжные шкафы с книгами по истории и этнографии, по философии, медицине и ботанике, о путешествиях. Здесь же представлены энциклопедии, а также произведения французских просветителей: Дидро, Вольтера и Руссо, а также русских авторов: Карамзина и Жуковского.
На мраморных столешницах шкафов с момента завершения отделки находится коллекция мраморной скульптуры.
Это целая серия статуй – Аполлон-Мусагет и девять муз, уменьшенные повторения античных оригиналов, хранящихся в собрании Ватикан.
Дворец в Павловске – Будуар
«Мой будуар продолговатой формы, плафон сводом расписан арабесками, стены с мраморными пилястрами, расписанными арабесками; четыре мраморных барельефа, красивый карниз, красивый камин помещен в впадине в роде абсиды, купол которой и фронтон покоится на двух колоннах из порфира; гарнитура камина из порфира и яшмы, большая мраморная ваза в углублении абсиды»
Стены, украшены мраморными пилястрами, расписанными арабесковыми орнаментами, имитирующими росписи лоджий Рафаэля в Ватикане. Каждая стена представляют собой своеобразное декоративное панно.
Дворец в Павловске – Парадная спальня
Это самая нарядная комната южной анфилады. Она отделана во французском вкусе и отражает французские традиции королевских спален, с которыми владельцы Павловска познакомились во время пребывания во Франции весной 1782 г.
Здесь царствует природа. В росписи шелковых настенных панно изображены переплетенные лентами гирлянды цветов, плодов, орудий сельского труда, среди которых летают птицы, бабочки и пчелы.
Эти же мотивы продолжаются в росписи плафона и падуги потолка, где в круглых люнетах сидят павлины, символы семейного счастья.
Росписи в XVIII веке были исполнены Я.Меттенлейтером по эскизам голландского художника В.Ван Леена, работавшего при французском дворе.
Туалетная Марии Федоровны
Эта небольшая комната завершает Южную анфиладу комнат императрицы Марии Федоровны.
Кессонированный свод украшают лепные розетки и живописные гирлянды роз.
В люнетах свода – три аллегорические композиции: «Триумф Венеры», «Туалет Венеры» и «Суд Париса», которые были написаны придворным художником Я.Меттенлейтером (воссозданы А.В.Трескиным в 1967 г.).
В убранстве Туалетной особо следует отметить уникальный стальной туалет, состоящий из стола с зеркалом, ваз-пудрениц, подсвечников, а также стула и скамеечки. Предметы украшены серебряной и золотой насечкой и тысячами деталей, кованых и граненых под «стальные алмазы».
Туалет изготовлен в 1787 г. тульским мастером-оружейником С.Самариным и приобретен Екатериной II для подарка Марии Федоровне.
У стен – столы-консоли с мраморными столешницами русской работы 1790-х гг. На них – китайские фарфоровые вазы XVIII в. Стулья резного дерева с белой окраской и позолотой в стиле Людовика XVI выполнены в мастерской А.Жакоба в 1782 г. и привезены из путешествия.
Дворец в Павловске – Фрейлинская
Комната предназначалась для придворных дам, ожидавших выхода императрицы, была создана в 1797-1799 гг. по проекту В.Бренны на месте бывшего кабинета Марии Федоровны и части ее Туалетной
На стенах картины французских художников XVIII века: между окон – «Портрет великой княгини Марии Федоровны» (Ж.-Л.Вуаль, 1792), на противоположной стене – «Амур, стреляющий из лука» (Карл Ван-Лоо, 1761) и по сторонам от него – «Женские головки» Ж.-Б.Греза
.Меблировку комнаты составляют различные предметы корпусной мебели и мебели для сидения. Диваны и кресла из резного золоченого дерева – характерный образец обстановки конца XVIII века.
Дворец в Павловске – Картинная галерея
Появилась в период расширения дворца и превращения его в императорскую резиденцию. В 1797-1799 годах В.Бренна надстроил этаж над южной галереей Камерона и создал «новую циркульную галерею», которая задумана как Картинная галерея с двухсторонним освещением.
Созданная как парадный приемный зал, галерея являлась и своеобразной пинакотекой дворца, демонстрируя гостям художественные вкусы его владельцев.
Собирание коллекций и устройство домашних «музеумов» было весьма характерно для XVIII века, особенно для представителей императорского дома и высокопоставленной русской знати.
Росписи были выполнены придворным художником Я.Меттенлейтером.
Непременной принадлежностью любой коллекции являются произведения голландской школы XVII века. В галерее имеется превосходный натюрморт «Завтрак» П.Класса.
Из произведений фламандской школы особый интерес представляют «Оплакивание Христа» мастерской П.-П.Рубенса и «Изгнание Илиодора из храма» ученика Рубенса Б.Флемаля.
Дворец в Павловске -Тронный зал
Тронный зал является ярким образцом стиля, характерного для В.Бренна. Углы зала оформлены низкими нишами с помещенными в них лепными печами.
Середина каждой стены прорезана арочными проемами. Сочный лепной орнамент и скульптура усиливают эти акценты.
Пара кариатид созданы в 1798 году по эскизу Бренна скульпторами И.Мартосом и М.Козловским.
Существующая сейчас роспись потолка, забеленного в конце 19 века, выполнена по подлинному эскизу П.-Г. Гонзага.
В зале экспонируются два фарфоровых сервиза – “Парижский” (Севр, 1782) и “Золотой” (Императорский фарфоровый завод, 1828).
Кавалерский зал
Зал был задуман как галерея античной скульптуры. Он был парадным залом, в котором античные статуи и бюсты вместе с мраморными пьедесталами являлись главным элементом в образе интерьера, имеющего предельно простой объем.
В период создания зала в конце 18 века для его оформления в Царском Селе были специально подобраны статуи из приобретенного Екатериной II собрания Лайда Брауна.
Восемь небольших статуй одного размера и сейчас находятся в этом зале.
Интерьеры первого этажа. Общий кабинет.
Кабинет расположен в центре южной анфилады первого этажа дворца.
Ось кабинета проходит через центральную аллею Собственного садика, с которым он оказывается неразрывно связанным.
Через застекленную дверь можно выйти на широкое крыльцо, ступени которого ведут в партер и откуда открывается перспектива на Павильон Трех граций.
Свое название кабинет получил от «общих» семейных собраний с беседами и прогулками. Здесь же хранились и семейные реликвии. Первоначальная планировка и отделка стен бумажными обоями по проекту Ч. Камерона относится к 1780-м годам.
В 1797-1798 гг. в бытность императора Павла I архитектор В. Бренна изменил отделку, придав кабинету черты парадности, что особенно коснулось росписи плафона и падуги в технике «гризайль».
Новый кабинет
В 1800 году архитектору Дж. Кваренги было поручено переделать спальню в кабинет императора Павла I. Стены кабинета разбиты на панно, облицованные искусственным мрамором.
По центру каждой стены размещены зеркала в обрамлении арабесковых гирлянд, написанных маслом по мрамору. На центральной стене по сторонам от зеркала Кваренги выполнил два кронштейна-консоли, на которых стояли вазы цветного камня.
Угловая гостиная
Гостиная, оформленная с виртуозным использованием античных мотивов, входит в число лучших интерьеров Собственной половины.
Стены Гостиной разбиты на слегка углубленные панно искусственного мрамора редкого сиреневого оттенка с широким обрамлением под золоченую бронзу. Роспись интерьера выполнил художник Дж.Б.Скотти.
Двери из волнистой березы с резными золочеными накладками гармонируют с общим художественным решением.
Люстра и мебель изготовлены в начале 19 века по рисункам Росси.
Огромные окна с великолепными фигурными золочеными карнизами, с которых свисают роскошные шафранно-желтые драпировки с орнаментальной каймой, ампирная мебель карельской березы делают помещение необыкновенно легким и элегантным.
Белая столовая
Интерьер Столовой – самый характерный для творчества Камерона. Четкий ритм пилястр создает настроение торжественности.
Лепной фриз дополняет строгую красоту отделки. Зал использовался для семейных и дружеских обедов, а также для домашнего музицирования и вечернего досуга.
В зале экспонируется большой сервиз работы Императорского фарфорового завода, изготовленный в 1827 году специально для Павловска. Подарен Николаем I своей матери Марии Федоровне.
Старая гостиная
На консоли у зеркала – часы “Диана отдыхающая” (мастерская Р.Робина, Париж, 1785 г.), которые первоначально находились в Михайловском замке в Тронной Павла I.
Гарнитур резной золоченой мебели мастерской А.Жакоба обит шелком с ручной вышивкой тамбурным швом. Вышивки изготовлены в Лионе по рисункам Пьера Рансона.
Гарнитур, предназначавшийся для Греческого зала, был заказан Павлом Петровичем и Марией Федоровной во время их посещения Парижа в 1782 году.
Танцевальный зал
В зале обычно проходили небольшие танцевальные вечера.
Рисунок его лепного с позолотой фриза является очень характерным для творчества Камерона.
С 1804 года в зале находятся четыре картины Гюбера Робера “Античные памятники Франции”, “Античные памятники Рима”, “Пожар Рима”, “Триумфальный мост”, заказанные в мастерской художника Павлом Петровичем во время путешествия 1782 года.
Жилые комнаты императрицы. Пилястровый кабинет.
Кабинет предназначался для аудиенций и небольших приемов. Днем Мария Федоровна могла беседовать здесь по делам ведения хозяйства с управляющим или главным садовником.
Стены белого мрамора оформлены в виде декоративных панно в филенчатом обрамлении и отделены друг от друга пилястрами золотистого стюка под сиенский мрамор.
Особое внимание привлекает гарнитур мебели, созданный по рисункам А. Воронихина. Многие предметы мебели украшены разнообразными по технике вышивками: гладью, полукрестом, гобеленовым швом.
Кабинет Фонарик
Интерьер кабинета “Фонарик” – один из самых совершенных в Павловском дворце. Сохранив прежний план комнаты, предназначавшейся архитектором В.Бренна под библиотеку, А.Воронихин убрал наружную стену, заменив ее полукруглым эркером, выступающим в Собственный садик императрицы.
Эркер, образованный ионической колоннадой белого искусственного мрамора, перекрыт кессонированным сводом.
Свод поддерживается двумя кариатидами, воссозданными реставраторами Н.Мальцевой и Т.Шабалкиной по первоначальным образцам скульптора В.Демут-Малиновского.
Спальня императрицы
Рядом с Туалетной располагается Спальня, просторная прямоугольная комната с тремя окнами, выходящими в Собственный садик. Углы главной стены скошены и немного выдвинуты, образуя подобие неглубокого алькова.
Нарядные угловые камины выполнены из серо-зеленой яшмы, с зеркалами в золоченых рамах. Это самая нарядная комната в жилых покоях, которая отличается разнообразием цветовых оттенков. Ее отделка, в которой царствует культ цветов выполнена по проекту А. Воронихина в 1805 году.
По верхнему периметру стен, отделанных белым искусственным мрамором, идет живописная гирлянда из ярких цветов. Вокруг дверей – своеобразные арки из нарисованных цветов сирени, в образовавшемся пространстве над дверями – колесницы Аполлона в серо-зеленой гамме на фоне белого искусственного мрамора стен.
По сторонам каминных зеркал – букеты из садовых и полевых цветов.
Очень нарядна высокая падуга потолка: на светлом фоне – гирлянды из цветов образуют подобие арок, между которыми изображены музыкальные инструменты. Росписи с цветочными мотивами в пасторально-романтическом духе времени были созвучны настроениям вдовствующей императрицы.
Передняя
Туалетная – первая комната в интимной части апартаментов. Она была отделана еще в 1800 году по проекту Дж. Кваренги для императора и отличается строгостью и простотой.
Светлая комната в два окна с большим зеркалом между ними и отражающимся в нем зеркалом над камином кажется просторной. Это ощущение подчеркивается и облицовкой стен белым искусственным мрамором.
Фриз расписан в манере гризайли «под лепку»: на сиреневатом фоне изображены венки с масками, фигуры амуров в сочетании с декоративными пальметтами.
Подобно панно они имеют обрамление «в рамку» широкой полосой светло-серого оттенка и узкой полосой зеленовато-голубого оттенка с белыми прожилками, которая выделяет углы комнаты.
Вверху по периметру стен идет широкая полоса живописного фриза, разделенного редко расставленными лепными кронштейнами.
Справа у стены при входе в Туалетную размещен еще один шедевр – Зеленый туалет, исполненный на Императорском фарфоровом заводе и преподнесенный Марии Федоровне в день ее тезоименитства 22 июля 1803 года ее сыном, императором Александром I.
Строгий декор стен в светлых тонах и зеркала служат великолепным фоном для уникальных предметов убранства русской работы начала XIX века.
Прежде всего – это умывальный прибор: таз и кувшин из синего и бесцветного хрусталя, оправленный в золоченую бронзу.
Он поставлен в центре комнаты на фоне зеркала на стеклянном столе.
Шестигранная столешница стола из синего стекла в нарядном обрамлении из золоченой бронзы с рельефными пальметтами покоится на высокой витой ножке из так называемого янтарного стекла, которая установлена на четырехгранном плинте черного стекла с бронзовыми ножками в виде львиных лап.
Камины дворца
Церковь
Дворцовая церковь построена в 1799 году по проекту архитектора В.Бренны. Она занимает отдельный полутораэтажный корпус, примыкающий к Кавалерскому залу, из которого можно выйти на хоры церкви.
Хоры, представляющие собой балкон-лоджию, предназначались для владельцев дворца (здесь находилось императорское тронное кресло) и наиболее именитых гостей, которые входили сюда из Предцерковной галереи, как называли официально Кавалерский зал.
Интерьер церкви характерен для культовых построек эпохи классицизма, когда наблюдается отход от исконно русских традиций в оформлении церквей и ориентация на западноевропейские образцы.
Так, в Дворцовой церкви отсутствует многоярусный иконостас, который с царскими вратами составляет единое целое не только в художественно-архитектурном замысле, но, прежде всего, в художественно-смысловом значении. Отсутствуют в церкви и иконы традиционного письма.
В иконостасе и на стенах – копии с известных произведений западноевропейских художников на евангельские темы, причем в композициях на стене доминирует тема богоматери: «Святое семейство» (копия с раб.П. Батони), «Святая ночь» или «Поклонение пастухов» (копия с Корреджо), «Вознесение мадонны» или «Непорочное зачатие» (копия с раб. Б. Мурильо).
В верхнем ряду в круглых медальонах помещены изображения святых апостолов Петра (слева) и Павла (справа), в честь которых и освящена эта церковь (копии с произведений А. Ван-Дейка).
Музей костюма
На экспозиции «Музей костюма» представлены подлинная мемориальная одежда, принадлежавшая членам императорской семьи с XVIII до начала ХХ века.
Это уникальная часть музейного собрания Государственного музея-заповедника «Павловск»: костюмы Петра III, Екатерины II, Павла I, его жены Марии Федоровны и их детей. Широко представлен гардероб императрицы Марии Федоровны супруги Александра III и последней русской императрицы Александры Федоровны.
Церковное облачение и утварь из фондов ГМЗ «Павловск»
На экспозиции «Церковное облачение и утварь из фондов ГМЗ «Павловск» впервые в послевоенный период представлена коллекция культовых предметов из дворцовой церкви во имя святых верховных первоапостолов Петра и Павла.
Это те реликвии, которые были эвакуированы наряду с другими музейными предметами летом 1941 года.
Церковные облачения, выполненные из бархата темно-красного цвета, символизирующего кровь Спасителя, использовали при богослужении в Великий четверг. Среди мемориальных экспонатов, представленных в экспозиции, особого внимания заслуживает «Священная история Ветхого и Нового Завета», изданная в 1763 году.
Прежде всего это изделия из серебра – подсвечник, кадило, ковчег и дарохранительница, – которые были изготовлены в 1798 году по заказу императорского двора специально для данной церкви в мастерской придворного ювелира И. Буха по проекту выдающегося архитектора М.Ф. Казакова.
Музейная экспозиция «Русский жилой интерьер XIX века»
Музейная экспозиция «Русский жилой интерьер XIX века» знакомит вас с удивительным искусством убранства жилых комнат в дворянском доме на протяжении всего XIX века.
Вы увидите, как изменчивая мода меняла формы мебели и ее расстановку, как декоративные ткани влияли на создание определенной атмосферы в доме, как в разные десятилетия воспринималось понятие домашнего уюта.
Фотоэкспозиция «Из пепла и руин»
Фотоэкспозиция «Из пепла и руин» посвящена возрождению Павловского дворца и парка после немецко-фашистской оккупации 1941-1944 годов.
Многочисленные архивные фотографии повествуют о спасении музейных коллекций в годы войны; на снимках – зияющие руины дворцовых зал, пеньки от вырубленного массива парка, реставраторы за работой по воссозданию художественного декора. Тематически она связана с Мемориальным кабинетом А.И. Зеленовой.
Экспозиция русского фарфора
Открытое для посещения фондохранилище музея представляет полное собрание предметов фарфора отечественного производства из коллекции Павловского дворца.
Это фарфоровые изделия XVIII – начала XIX века Императорского фарфорового завода, не вошедшие в постоянную экспозицию, изделия частных заводов Гарднера, Попова, Батенина, Юсупова.