Вокзал в Петродворце
Поездка в Петродворец. “Станция Новый Петергоф украшена великолепным готическим вокзалом, построенным в 1854-1857 годах…по проекту архитектора Н.Л. Бенуа…была скомпонована очень оригинально.
В одном двухэтажном корпусе имеется большой зал со стрельчатыми сводами, который предназначался для концертов и танцевальных вечеров.
“Готический вкус” стал своего рода стилистическим стереотипом николаевского Петергофа – в противовес барокко петровского ил елизаветинского времени. Из нескольких вариантов проекта был сделан выбор в пользу “готики”.
Оформление вокзала должно было – по замыслу зодчего и его венценосного заказчика – превратить здание вокзала в архитектурное преддверие комплекса готических построек николаевского Петергофа.
Здание состоит из двух корпусов, между которыми проходят железнодорожные пути. Дебаркадер вокзала перекрывала крыша на железных стропилах. Однако эта новаторская инженерная конструкция сочеталась с фасадами, оформленными в духе средневековой готики.
Западный фасад здания увенчала высокая готическая башня. Декоративные контрфорсы, башенки со шпилями, стрельчатые и прямоугольные окна с “бровками” в духе английской готики дополняли облик вокзала.
Столь настойчивое использование готических мотивов не было связано с утилитарной транспортной функцией здания.
Сочетание открытых металлических стропил дебаркадера со стилизаторской неоготикой фасадов (при всей очевидной противоречивости такого сочетания) вносило в облик вокзала и необычность, и своеобразную остроту.
Вокзал Петергофе это архитектурный символ эпохи Николая Первого, когда достижения инженерии сосуществовали с отголосками романтических тенденций, возникших еще в 1820-х годах.
И те и другие аспекты архитектуры импонировали вкусам императора.
Все здание прорезано огромными стрельчатыми окнами со сложным готическим рисунком переплетов, из-за чего вокзал кажется изящным и легким. Венчает сооружение четырехъярусная башня с узкими окнами.
Особенно хорош западный фасад с двумя арками, которые появились не сразу при постройке, а в 1864 году, когда железную дорогу продлили до Ораниенбаума, арки служили для прохода поездов”.