Мечеть в Санкт-Петербурге
Мечеть в Петербурге. “Черты “северного” модерна отчетливо проявились и в целом ряде казалось бы далеких от него произведений…
Впечатление подчеркнутой монументальности и северной суровости, создаваемое крупными геометричными объемами и облицовкой блоками гранита, производят здания мечети и Буддийского храма“.
Мечеть в Санкт-Петербурге: 1909-1920, Н.В. Васильев при участии С.С. Кричинского и А.И. фон Гогена
Фасады мечети
Необычный для северной столицы и традиционный для мусульманской архитектуры силуэт здания с бирюзовым куполом и высокими минаретами резко врывается в панораму Троицкой площади и ее окружения.
Архитектурный образ мечети полон и восточной экзотики, и северной монументальности.
Но если в каменной облицовке создатели мечети соединили свободную стилизацию ориенталистских мотивов с приемами модерна, то в майолике буквально воспроизвели среднеазиатские образцы.
Для изучения их в Самарканд был командирован художник Л.Максимов – автор эскизов керамического убранства.
Мощи и устойчивости крупных геометризированных объемов, весомости и грубой фактуре гранитных стен противопоставлены изразцовый купол, словно растворяющийся в синеве неба, стройные минареты, которые тянутся вверх, как стебли, и сверкающие голубизной майоликовые порталы.
П. Ваулин проявил высочайшее мастерство, добившись точной имитации, четкости рисунка, интенсивности и глубины цвета.
Приемы, унаследованные от “северного” модерна, и цитаты из традиционной среднеазиатской архитектуры сталкиваются здесь в напряженных контрастах, без смягчающих переходов.
Три узорчатых портала кажутся еще более хрупкими и яркими на теле каменного монолита. Размерами и щедрым узором выдается главный портал-пиштак со стрельчатой нишей, “сталактитами” и надписью.
Сочетание таких, казалось бы, несовместимых черт сообщает сооружению особую экспрессию и эмоциональную остроту.
Эти качества свидетельствуют о смелости и незаурядности дарования Н.В. Васильева, главного автора проекта мечети.
Интерьер молитвенного помещения представлял собой обширное четырехстолпное пространство, главный вход располагался не с краю, а в центре фасада по Кронверкскому проспекту.
Интерьер
Этот симметричный фасад-маска с порталом на средней оси и минаретами по углам скрывал боковую сторону основного объема мечети, ориентироанной алтарной нишей – михрабом – в направлении Мекки.
Четырехстолпное пространство с парящим куполом, заостренными арками и парными колоннами зеленого мрамора предстает в чистоте своих структурных форм, отвечающих монолитной железобетонной конструкции.
Следование традициям мусульманской культовой архитектуры сочетается здесь со сдержанной пластикой, ясным и четким рисунком, симплификацией форм – качествами, характерными для зрелого модерна.
Конечно же, сам Васильев мог в полной мере довести работу до завершения. Но в силу каких-то соображений к проектированию и строительству были подключены С.Кричинский и А.фон Гоген.
Авторы Соборной мечети
Первый из них – товарищ и соавтор Васильева по нескольким проектам, литовский татарин по происхождению, считался знатоком мусульманского зодчества.
Он был связан с эмиром Бухарским и позднее построил для него неоренессансный дом на Каменноостровском проспекте.
Маститый фон Гоген, архитектор высочайшего двора, упрочил своим авторитетом трио строителей. (Позже тяжелобольной фон Гоген отошел от участия в строительстве. 6 марта 1914 года он застрелился в своей квартире).
Зрительное восприятие здания мечети
Здание мечети, поставленное на дуге Кронверкского проспекта, воспринимается не фронтально, а в разных ракурсах. К проспекту обращен асимметричный боковой фасад.
Это зрительно усиливает динамизм его композиции.
От пониженных угловых частей у алтаря начинается ступенчатое нарастание объемов, переходящее в могучий подъем купола и стремительный взлет минаретов.