Музеи нашего города и пригородов Петербурга

Экскурсия в Нижний парк Петергофа – Большой дворец

экскурсия в петергоф

Экскурсия в Петергоф: “…Растрелли более 10 лет работал в Петергофе. По его проекту скромные Верхние палаты стали частью величественного, с роскошной анфиладой парадной апартаментов Большого дворца, доминирующего над парком”.


Экскурсия в Петергоф. Петергофский дворец.


Большой дворец, воздвигнутый на краю естественного уступа, на границе Верхнего сада и Нижнего парка, – самое значительное архитектурное сооружение всего петергофского ансамбля.

Уступ, возвышающийся над Нижним парком почти на 16 метров, зрительно увеличивает высоту дворцового здания. Вознесенное над каскадами, фонтанами, статуями, оно хорошо видно со стороны моря.

экскурсия в петергоф
Орнаментальный декор дворца особо выделяет окна второго этажа – бельэтажа, где находятся парадные помещения. Каждая деталь из металла, пудостского камня или лепная, имеет несколько вариаций. Картушей – 5 типов, капителей пилястр – 2.

Общее решение дворца отличается единством и архитектоничностью. Четко выраженные, чередующиеся объемы ритмически нарастают к центру.

Главный объем связан двухэтажными флигелями и одноэтажными галереями с Церковным и Гербовым корпусами.


Интерьеры дворца


Во дворце и связанным с ним корпусе “за гербом” имелось свыше 50 парадных помещений.

Эти нарядные двухсветные залы и гостиные располагались на втором этаже, который назывался бельэтажем.


Парадная лестница


Парадную лестницу Ф .-Б. Растрелли разместил в западном ризалите дворца, выходящем в Верхний сад.

Основой декоративного оформления является золоченая резьба по дереву.


экскурсия в петергоф
Скульптура «Зима», эвакуированная в годы Великой Оте­чественной войны, сохранилась. Ка­риатиды у нижнего марша лестницы воссозданы по моделям Г. Михайловой, Э. Масленникова.

Кроме характерных для середины XVIII века орнаментальных деталей лестницу украшают декоративные вазы и дере­вянные золоченые скульптуры «Весна», «Лето», «Осень», «Зима» работы И. Шталмейера и его учеников — ал­легорические изображения времен года.


экскурсия в петергоф

Плафон «Триумф Весны» работы живописца Б.Тарсиа создан в 1751 году и посвящен прославлению Елизаветы Петровны.

экскурсия в петергоф

Воссоздан Л. Любимовым, В. Никифоровым, В. Корбаном.

экскурсия в петергоф
экскурсия в петергоф

Экскурсия в Петергоф. Дубовый кабинет.


экскурсия в петергоф
Панно, створки дверей и два десюдепорта (наддверия), украшающие кабинет – шедевры декоративной резьбы стиля рококо начала 18 века. Они выполнены в 1718-1720 годах по рисункам и при участии Н.Пино резчиками Рустом, Фоле, Фордом, Таконе.

Это одна из самобытных драгоценностей дворца.

Кабинет – небольшая комната, расположенная в восточном ризалите, выходящем в Верхний сад. Кабинету Петра придавалось особое значение как месту сосредоточенных занятий и дипломатических бесед.


экскурсия в петергоф

Этому соответствовала и архитектурно-декоративная отделка, созданная по проекту Леблона. Она отличается лаконичностью, целесообразностью и вместе с тем изысканностью.

Декоратор Николя Пино с исключительным мастерством и вкусом скомпоновал самые различные мифологические и аллегорические эмблемы, фигуры и орнаменты, ювелирно проработав каждую деталь рельефов.


экскурсия в петергоф

По своему тематическому содержанию панно – аллегорическая сюита, посвященная прославлению деяний Петра, военных побед, успехов науки и искусства в России.

В музейной экспозиции кабинета представлены предметы, типичные для первой трети 18 века.


экскурсия в петергоф
В годы войны восемь стенных панно, четыре дверные створки и два десюдепорта удалось спасти. Из шести уничтоженных воссозданы три, по моделям Н.Оде резчиком Б.Гершельманом.
Повторены также дубовые профилированные филенки, обрамления оконных проемов и переплетов, складные створчатые ставни и паркет.

Особого внимания заслуживают стулья и кресла с плетеными спинками и сиденьями – предметы самой ранней дворцовой меблировки.


Экскурсия в Петергоф. Танцевальный зал.


Танцевальный зал. Является одним из самых блистательных интерьеров, созданных Ф.-Б. Растрелли. Обилие позолоты создает впечатление особой парадности и блеска.


экскурсия в петергоф
Зал кажется значительно просторнее благодаря высокому живописному своду, зеркалам и большим двусветным окнам.
Деревянная резьба для зала была исполнена в 1751-1752 годах русскими резчиками в мастерской И. Шталмеера.

Широкая с богатой профилировкой и росписью падуга обрамляет гигантский плафон, занимающий всю плоскость потолка.

Это композиция “Парнас”, исполненная в 1751 году венецианским живописцем Б.Тарсиа и представляющая императрицу Елизавету Петровну в образе Юноны.


экскурсия в петергоф
В простенках между окнами размещены 16 живописных тондо, исполненных Дж. Валериани. Сюжетами для них послужили “Метаморфозы” Овидия и “Энеида” Вергилия.

Экскурсия в Петергоф. Аудиенц-зал.


Чтобы создать иллюзию пространства в узком вытянутом помещении, Растрелли декорировал продольные стены ложными окнами второго света, вставив зеркала, обрамленные золочеными резными наличниками.

экскурсия в петергоф

При всей живописности декора свойственная растреллиевским интерьерам симметрия подчеркнута пилястрами.


интерьер во дворце в петергофе
Аудиенц-зал (Статс-дамская). Плафон “Встреча Ринальдо и Армиды”. Художник П.Балларини. 1754. В “куртажные” дни, когда во дворце устраивались званые приемы с концертами, танцами, игрой в карты, ужинами, зал превращался в гостиную.

Декоративное убранство Аудиенц-зала венчается плафоном на сюжет поэмы Торквато Тассо “Освобожденный Иерусалим”.

Плафон был написан “историческим плафонным живописцем” П.Балларини в 1754 году.

Мажорное оформление зала подобно оркестровому вступлению к мощному хоралу Тронного зала.


Тронный зал


Впечатление торжественности создается прежде всего размерами зала – самого большого во дворце.

Ощущение простора увеличивают два яруса окон на продольных стенах, – четырнадцать широких и высоких полуциркульных проемов, чередующихся с зеркалами, внизу и такое же число малых полуциркульных проемов над ними.


интерьер во дворце в петергофе
Основной мотив декоративной лепки – ветви и листья аканта, лавра и дуба – символы воинской и гражданской славы. Эта тема дополняется рельефными композициями из воинских доспехов, обвитых перевязью с кистями.

Сохранив созданную Растрелли барочную объемно-пространственную композицию (размеры, количество окон, паркет), архитектор Фельтен в 70х годах 18 века с безупречным умением с вкусом связал ее с новым классическим декором.


интерьер во дворце в петергофе

Живопись – один из важнейших элементов декора Тронного зала.

Над четырьмя дверьми, ведущими в зал, в репных рамах помещены портреты Петра, Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны работы Г.Бухгольца, а между проемами второго света – 12 портретов родственников Петра I.


интерьер во дворце в петергофе
Картина “Шествие в Петергоф”, изображает императрицу в мундире Преображенского полка, верхом на коне направляющуюся в петергофскую резиденцию во главе гвардейских полков после восшествия на престол.

Восточная торцовая стена зала, перед которой стоит дубовое резное золоченое тронное кресло первой четверти 18 века, выделена особой насыщенностью и разнообразием декора.

Посредине стены помещено самое крупное в зале живописное полотно – портрет Екатерины II работы В.Эриксена, написанный в 1762 году.


Белая столовый зал


Предназначен для торжественных дворцовых обедов.

Шесть полуциркульных окон первого света и соответствующие им квадратные оконные проемы второго света обеспечивают специфическое освещение, усиливающее эффект светло-малахитовой окраски стен и создающее игру светотени алебастровых барельефов.


интерьер во дворце в петергофе
Белая столовая. Сервировка большого стола включает сервиз на 30 персон, изготовленных на заводе “Этрурия” керамистом Дж. Веджвудом. Сервиз был заказан Екатериной Второй в 1768 году.
Дополняет его русское и богемское стекло второй половины XVIII века, украшенное гравировкой и позолотой. Пять хрустальных люстр, освещающих Белую столовую, а также четыре жирандоли на столе и у окон были исполнены в 1760-е годы на Петербургском стеклянном заводе.

Четыре двери украшены горельефами амуров, наполняющих цветами и фруктами вазу. На плоскостях стен, не имеющих окон, и на междуоконных простенках расположены пышные гирлянды и барельефные панно.

Постепенное снижение высоты рельефа органически связывает панно со стеной.

интерьер во дворце в петергофе
Белая столовая. Лепное панно “Амуры, поддерживающие корзину с плодами”. Мастер Бернаскони.

Интересны четыре крупных барельефных панно “Охотничьи трофеи” и помещенные под ними на малых филенках рельефные изображения музыкальных инструментах.

Ритмически чередуясь с панно “Игры амуров”, на фоне удлиненных филенок рельефно выступают вертикальные гирлянды, как бы прикрепленные к стене бантами.


Чесменский зал


Мемориал морской славы России. Появление в 1770х годах в резиденции на берегу Балтийского моря мемориального зала, посвященного утверждению России на Черном море, явилось закономерным развитием изначального замысла Петергофа как триумфального ансамбля.


интерьер во дворце в петергофе
Решающими моментами борьбы на Черном море были поход русского флота из Балтийского в Средиземное море и его победы на турецким флотом при Чесме в 1770 году.

Немецкий художник Ф.Гаккерт по заказу написал крупные полотна (220 см высотой и 320 см в ширину), отражающих летопись боевого похода и победы над турецким флотом.

Создавая интерьер, характерный для классицизма, Фельтен сохранил не только растреллиевское объемное решение, наборный паркет, но и плафон работы Л.Вернера “Церера, вручающая колосья первому земледельцу Триптолему”.


Портретный зал


Один из самых старых дворцовых интерьеров, центральное помещение дворца. По местоположению его называли даже Средним залом. Он создавался одновременно с Кабинетом Петра I.

Итальянский салон (так именовался зал в первой четверти 18 века) был самым большим парадным помещением петровского дворца.


интерьер во дворце в петергофе
На продольных падугах, кроме того, написаны фигуры, символизирующие четыре стихи – воздух, воду, огонь и землю. Тема плафона, прославляющего Петра I, – апофеоз героя, венчаемого лавровым венком победителя.

Просторный двусветный Портретный (Картинный) зал производит внушительное помещение. Занимая всю среднюю часть дворца, зал шестью окнами-дверьми обращен к Верхнему саду и Нижнему парку.

Декор перекрытия зала отличается сложностью и разнообразием. На барельефах фриза изображены эмблемы войны, мира, науки и искусства, парные кронштейны декорированы мужскими и женскими головками, символизирующими времена года.

интерьер во дворце в петергофе
Темперная роспись оштукатуренных падуг композиционно слита с их конструктивной формой, подчеркивая высоту зала и создавая переход к плафону.

На падугах темперой написаны окруженные знаменами медальоны с профильными изображениями Нептуна, Марса, Аполлона и Беллоны – мифологических покровителей воинской доблести.

Фигуры фавнов, ваза с ниспадающими гирляндами цветов, за которыми видны крылатые фигуры. Эти композиции обрамлены картушами, которые как бы поддерживают женщины в пышных одеждах.


Восточный и Западный Китайский кабинеты


Декорируя эти одинаковые помещения, Валлен-Деламот использовал подлинные китайские лаковые ширмы, привезенные в Россию еще при Петре, дополнив их новыми декоративными элементами в духе оригиналов и создав отделку, художественно объединившую их с помпезной анфиладой залов и гостиных.


интерьер во дворце в петергофе
Большие чернолаковые панно, помещенные на фоне малинового шелка в восточном кабинете и на фоне золотистого – в западном. Панно расписаны неповторяющимися миниатюрными композициями в манере китайской живописи 17-18 веков.

Роспись панно посвящена нескольким темам (военный сбор, рисовая плантация, производство шелка, островные пейзажи, сцены сельской жизни).

Тематические панно окаймлено изображениями цветов, фруктов, животных и птиц.


Экскурсия в Петергоф. Диванная.

Резной золоченый растительный и геометрический орнамент на цветных дверных створках, роспись по черному и красному лаку в медальонах и вставках придают “китайский” вид и оформлению оконных откосов, зеркал и входов в кабинеты.


интерьер во дворце в петергофе

Плафоны Китайских кабинетов, исполненные в лаковой технике по шлифованной штукатурке, напоминают подглазурную роспись по фарфору.


Голубая гостиная


экскурсия в петергоф

Паркет кабинетов – сложное маркетри из ценных пород цветного дерева: амаранта, палисандра, чинары, ореха, эбена.

Розетки, вьющиеся ветви и силуэты листьев искусно врезаны в фон, гармонично подобраны по тону и текстуре и отшлифованы.

экскурсия в петергоф
экскурсия в петергоф
экскурсия в петергоф

экскурсия в петергоф
экскурсия в петергоф
экскурсия в петергоф
экскурсия в петергоф
экскурсия в петергоф
экскурсия в петергоф

Другие экскурсии



экскурсии в город пушкин
Собственный сад в городе Пушкин
экскурсия в гатчину
Пейзажный парк в Гатчине
Экскурсия в Нижний парк Петергофа - Большой дворец
Экскурсия в Нижний парк Петергофа - Большой дворец
Экскурсия в Нижний парк Петергофа - Большой дворец


Экскурсии и достопримечательности

Экскурсия в Петергоф – Особая кладовая в Петергофе

admin

Дворец Н.П.Румянцева

admin

Музей-квартира Л.Н. Гумилева

admin

Храмы Петербурга – Собор Воскресения Христова на Крови

admin

Миллионная улица – дворец в.к. Владимира Александровича

admin

Агатовые комнаты в Екатерининском парке Царского Села

admin

Обзорная экскурсия в Спб – Музей-квартира М. Зощенко

admin

Усадьбы Петергофской дороги – Кирьяново

admin

Памятники Царского Села – Музей Первой мировой войны

admin