Экскурсия по утраченным интерьерам Эрмитажа
История Эрмитажа: экскурсия познакомит гостей города и петербуржцев с залами комплекса Эрмитажа, убранство которых утрачено, либо сохранилось частично.
Экскурсия начнется в Зимнем дворце, где располагались главные залы и жилые покои императорской семьи.
Затем мы перейдем в Малый Эрмитаж, где познакомимся с историческим интерьером Павильонного зала.
После этого мы перейдем в Старый Эрмитаж, через который попадем в залы Нового Эрмитажа, хорошо сохранившиеся до наших дней.
Здание Нового Эрмитажа занимает большой участок на углу Миллионной улицы и Зимней канавки.
Крестообразно возведенные внутри этого участка корпуса позволили разместить необходимо количество больших экспозиционных залов.
История Эрмитажа – Невская анфилада залов
Архитектурное решение интерьеров Зимнего дворца, восстановленных после разрушительного пожара 1837 года и созданных заново, характерно для конца 1830-х годов.
Это переходный период от классицизма к эклектике.
“Вы обворожены прекрасным видом бесконечной анфилады аркад, представленных сводами потолка, с которого спускаются в стройном порядке до 20 красивых этрусских ламп. Разнообразие, игра и блеск живописи, отлично выполненной, останавливают взор на каждом шагу…”
Главные парадные интерьеры, которые воссоздавались по проектам архитектора В.П. Стасова были выполнены в прежних стилевых решениях.
“Приглашенные поднимаются по мраморной лестнице, затянутой мягким ковром. Белые и ярко-красные мундиры; каски с золотыми и серебряными орлами…расшитый золотом кунтуш графа Велепольскаго, маркиза на Гонзаго Мышковского, бешметы кавказских князей, у которых чувяки делались на мягкой подошве, так что танцовали эти горные красавцы совсем безшумно; белые ментики с бобровой опушкой, придворные мундиры…”
“Вот свитский генерал. Его жене больше сорока лет, но она сохранила свежесть фигуры; платье с пальетками облегает ее, как статую. Диадема в два ряда крупных бриллиантов (“павэ”) украшает ея русые волосы. На лбу сверкает бриллиант.
Бриллиантовое ожерелье; декольтэ окружено цепочкой бриллиантов, с большим цветком из тех же камней на спине; другия две цепи бриллиантов брошены через плечи и сходятся у броши, приколотой у пояса; кольца и браслеты с бриллиантами.
Когда я смотрю фильмы, изготовленныя в Холливуде и изображающия, будто бы, “великолепие” русскаго двора, мне хочется смеяться…”
Иорданская лестница и церковь – были возобновлены в формах растреллиевского барокко, анфилады парадных залов – в формах классицизма.
“Первый бал сезона устраивался обыкновенно в Николаевском зале, приблизительно на 3000 приглашенных…В Николаевском зале устраивался только один бал в году. Чтобы быть приглашенным на этот бал, надо было состоять в одном из четырех первых классов.
Осветительные приборы играли огромную роль в оформлении интерьера и доминировали не только по отношению к остальным предметам декоративного убранства, но и в общем восприятии образа зала.
Это характеризует уже не классицистический , а типичный для эпохи историзма образ мышления.
Дамы, предварительно не представленныя их величествам, записывались у обер-гофмейстерины, а та имела право отказать в приглашении.
Билеты на вход во дворец разсылались за две недели до бала“.
Мы вместе постараемся воссоздать повседневную жизнь Зимнего дворца, то время, когда он был официальной зимней резиденцией российских императоров.
“Лучший танцор гвардии открывал бал с девицей, заранее назначенной. Зал был необычайных размеров, но и приглашенных было немало. Все они теснились вперед, чтобы лучше наблюдать высочайших особ; вследствие этого, свободное место посреди зала постепенно суживалось…
На примере сохранившихся исторических интерьеров парадных залов дворца туристы узнают об утраченной обстановке интерьеров парадных залов и жилых помещений.
Мне, конечно, приходилось заботиться о том, чтобы для танцующих было достаточно места. Я приглашал какую нибудь барышню, достаточно дородную (например, М.Васильчикову), и мы вместе с нею заставляли зрителей потесниться…Зрители невольно отодвигались к украшенным портретами стенам“.
Экскурсия по утраченным интерьера залов Эрмитажа предназначена для тех туристов, кто интересуется историей нашей страны.
Прогулка по музею с целью воссоздания жилых покоев и парадно-представительских залов поможет туристам понять внутренний уклад жизни императорской семьи, узнать назначение жилых помещений и их художественно-декоративное оформление.
Зимний дворец, кроме своей парадно-представительской функции был также домом для царской семьи.
“Когда дело шло о концертном или эрмитажном бале, целый ряд зал оставался пустым. Можно было взять свою даму под руку и провести ее по безконечной амфиладе дворцовых помещение. Вдруг, вы оказывались вдали от танцев, от светских пересудов и от бальной жары…Так можно было идти почти полчаса.
Это была странная, жуткая сказка…Невольно рождался вопрос: сколько еще раз придется увидеть это небывалое зрелище“.
Созданные А.П.Брюлловым в Зимнем дворце интерьеры получили очень высокую оценку современников.
“Обозревая возобновленные и вновь созданные Брюлловым части…мы удивляемся необыкновенной стройности и величию его идей, чистоте его вкуса…богатству изобретения, обнаруженному в многочисленных и всегда счастливых художественных темах, роскошно рассыпанных в этом труде, и разнообразию фантазии его“.
Наибольшего совершенства сводчатые конструкции достигли в готической архитектуре, и Брюллов применил одну из наиболее рациональных ее разновидностей- систему веерных сводов, опирающихся на пристенные столбы.
Готическая структура зала соединялась с ампирным декором в духе русского позднего классицизма.
Объясняется это тем, что Александровский зал задумывался как мемориальный, посвященный событиям войны с наполеоновской Францией.
Традиционным средством воплощения военно-мемориальной темы была ампирная воинская атрибутика.
Ее дополнили медальоны а аллегорическими барельефами, повествующими о главных событиях войны 1812-1814 годов.
Половина императрицы Александры Федоровны
Непосредственно в комнатах жилой половины Зимнего дворца, туристы смогут “виртуально” проследить за предпочтениями хозяев дворца по перестройке интерьеров, изменениями архитектурной моды, сменой стилей и направлений в искусстве оформления жилых комнат.
На экскурсии по залам Эрмитажа туристы узнают, как выглядели жилые интерьеры на половине императриц Александры Федоровны и Марии Александровны.
На половине императрицы Александры Федоровны сохранились Малахитовая гостиная, Спальня, Столовая, Ротонда.
Новые интерьеры, созданные А.П.Брюлловым, были решены в разных стилевых характеристиках.
Малиновая гостиная была решена в формах Ренессанса. Об этом говорит обилие скульптурного и лепного декора зала – кроме свода, лепка украшала карниз и фриз.
Брюллов использовал мотивы ренессанса, “греческого” и “помпейского” стилей, готики, а ванную комнату императрицы оформил в экзотическом “мавританском”стиле”.
Одна из первых и наиболее убедительных стилизаций “мавританского стиля” – ванная комната императрицы в Зимнем дворце.
Ее отделка восхищала современников: “Дивный характер волшебных вымыслов своенравного искусства Востока отпечатан здесь на всем с полнейшею верностию“.
“В сочельник, по издавна заведенным Ея Величества порядкам, в т.н. “Ротонде” Зимнего дворца была устроена елка. Около семи часов вечера цесаревич, великие княжны и князья, Виельгорский, Паткуль, дети баронессы Фредерикс и мы, братья и сестры, с присущим детскому возрасту нетерпением, ожидали звона колокольчика и открытия дверей комнаты, где ожидало из зрелище освещенной сотнями огней елки.
Когда собрались все приглашенные – был дан сигнал, и дети стремглав бросились вступить во владение приготовленными для них подарками. Через два часа все разошлись довольные и веселые с подарками в руках“.
В архитектуре Садика Александры Федоровны особенно чувствовался романтический характер новой эпохи.
“…вы сходите туда широкою мраморною лестницею, с обеих сторон украшенною растениями и цветами и достигаете площади этого прохладного цветника, замощенной, в роде мозаика, мелкими кусками мрамора, всаженными в камневидную массу. Посредине бьет из мраморной чаши фонтан; кругом цветы и растения, увлажняемые водною пылью и льющие в воздух благоухания; в углублении восхитительный грот…
Фантазия А.П.Брюллова проявилась здесь во всем своем блеске.
Внутренние комнаты Государыни Императрицы: Концертная, Столовая, Малахитовая, небольшая комната, называемая Помпеевскою… Из Малахитовой гостиной вы проходите через ряд богато и изящно убранных комнат, между которыми угловой кабинет окнами на Неву, почивальня, уборная с готической аркадой, оттуда разносится запах весны! Что бы это значило?
Пройдя аркады, вы очутились в цветнике, устроенном в углублении, в которое ведет мраморная лестница. Посреди цветника бьет фонтан, а в углу устроена беседка. Вокруг зелень и цветы, привлекающие взоры своим разнообразием, услаждающие своим благоуханием! Эта комната исторгнута, так сказать, из Тысячи и одной ночи, из волшебных вымыслов Востока!”.
Половина императрицы Марии Александровны
История Эрмитажа. На жилой половине императрицы Марии Александровны хорошо сохранились Золотая гостиная, Белый зал, Будуар.
” Сегодня, в сочельник, у императрицы была елка. Это происходило, как и в предыдущие годы, когда государь был еще великим князем, – в малых покоях. Не было никого приглашенных; по обыкновению, присутствовали Александра Долгорукова и я; мы получили очень красивые подарки.
Была особая елка для императрицы, елка для императора, елка для каждого из детей императора и елка для каждого из детей великого князя Константина Николаевича. Словом, целый лес елок.
Весь большой Золотой зал был превращен в выставку игрушек и всевозможных прелестных вещиц. Императрица получила бесконечное количество браслетов, старый саксонский фарфор, образа платья и т.д. Император получил от императрицы несколько дюжин рубашек и платков, мундир, картины, рисунки“.
Проектируя новое помещение столовой, Брюллов обратился к мотивам стиля рококо – стиля дворянских интерьеров первой половины 18 века.
Освещение зала предусматривалось через верхний световой фонарь.
В апартаменты императрицы входил также Будуар, созданный архитектором Гаральдом Боссе.
Это помещение должно было занять место Кабинета императрицы, размещавшегося между Опочивальней и Парадным угловым кабинетом.
“Дальше идет маленькая ванна с одним окошком. Она окрашена в чудный голубой цвет Marie Louise со светлым фоном, ванна мраморная, с одной стороны – камин, с другой кушетка, над которой висит прелестная картинка Дюссельдорфской школы, изображающая маленьких русалок, зазывающих к себе крестьянскую девочку“.
Спальня Николая Первого (Кабинет-спальня Александра Второго).
“…Затем следовала Спальня,в глубине которой находился альков; эта часть…украшенная колоннами их искусственного мрамора, была приурочена к помещению в ней кровати, но там я не спал, так как находили, что было слишком жарко от двух печей, которые занимали оба угла..”
“Когда императора внесли в кабинет, в котором стояла его походная кровать, ее выдвинули из-за перегородки, поставив между письменным столом и диваном“.
Нас будет интересовать второй этаж Зимнего дворца, но мы также спустимся вниз по Церковной лестнице и посмотрим на залы, в которых жили дочери императора Николая Первого.
История Эрмитажа – половина великих княжон
Половина (дворцовые залы) дочерей Николая Первого состояла из Передней, Готической гостиной, Библиотеки, Кабинета Ольги Николаевны, кабинета Александры Николаевны и общей Спальни.
Подражая конструкции опор в готических соборах А.П.Брюллов окружил каждый столб пучками колонок.
Небольшая высота помещения и сравнительно небольшой диаметр каждой колонки по отношению к ее высоте не давали возможности Брюллову воспроизвести главный декоративный эффект готики – создать впечатление устремленности архитектурных масс вверх.
Архитектора больше привлекали другие эффекты готики – богатая игра декоративных форм.
История Эрмитажа. Гостиная великого князя Николая Николаевича
“…легкость и изящество этой комнаты нельзя описать. Потолок лепной с позолотой, у колонн зеркала, и на зеркалах и на камине сидят маленькие амурчики. Эта комната в стиле рококо и полна цветов и уюта”
По маршруту экскурсии в музее мы посетим здание Малого Эрмитажа.
История Эрмитажа – Малый Эрмитаж
В галереях Малого Эрмитажа в царствование Екатерины Второй разместили художественные коллекции, приобретенные императрицей.
Благодаря дипломату Д.А. Голицыну были Эрмитаж пополнили коллекции Жака де Жюльена (1767), собрание фламандских и нидерландских картин графа Г.Брюля (1769).
Самое значительное приобретение было сделано в 1772 году, когда была куплена коллекция Пьера Кроза.
В Северном павильоне Малого Эрмитажа в середине 19 века был создан Павильонный зал.
Легкость беломраморной двухъярусной аркады, позолота, живопись, игра хрустального наряда люстр и “прозрачный” звон струящейся воды фонтанов придавали Павильонному залу праздничную нарядность.
“Это было 12 февраля 1887 года в Эрмитаже. Эрмитажный бал для меня всегда был лучшим из придворных балов. С ним связаны отдаленнейшие воспоминания 60-х годов…
Первые балы сразу сделались любимейшими сезона; приятно, что это предание еще поддерживается. Новое освещение эдиссоновскими лампочками ослепительно и хорошо тем, что не греет.
Классицизм, занимающий определенное место в архитектуре историзма, явлен здесь уже преображенным, допускающим его соединение с ренессансными формами и элементами античной классики.
Зимний сад был очень красив, как и всегда, но я заметил нововведение: среди растений распевали канарейки. Бал по обыкновению был оживленным…”.
“Цветы, – вот поистине русская роскошь! Дома полны ими. Цветы встречают вас у двери и поднимаются с вами по лестнице. Исландский плющ вьется по перилам, жардиньерки стоят на лестничных площадках напротив банкетов.
В амбразуре окон виднеются банановые пальмы с широкими шелковистыми листьями, магнолии и древовидные камелии своими цветами касаются позолоченных завитков карнизов, орхидеи и бабочками летают вокруг лепных плафонов, у хрустальных, фарфоровых или из обожженной глины люстр изящной и очень любопытной отделки…”
История Эрмитажа – залы Нового Эрмитажа
В Новом Эрмитаже воплотились представления века о Музее как универсальном вместилище художественного опыта человечества.
Эта идея определила архитектурный облик Нового Эрмитажа – первого музейного здания России.
История Эрмитажа. Нижний этаж здания был отведен для размещения коллекций древней и новой скульптуры, тогда как верхний занимали живописные коллекции Императорского двора.
В Новом Эрмитаже все было распределено согласно определенной методике с единственной целью составить энциклопедическое представление об истории мирового искусства.
История Эрмитажа. Архитектурное решение интерьеров здания Нового Эрмитажа и из стилистика отражают переход от классицизма к тем новым творческим принципам, на которые опиралась зарождавшаяся эклектика.
Парадная лестница с ее великолепной колоннадой, напоминает композицию классицизма. В других помещениях классицизм уступает место “стилю неогрек”.
В больших залах второго этажа, предназначавшихся для экспонирования произведений живописи Нового времени, были утроены потолки в виде сомкнутых сводов со световыми фонарями из металла и стекла.
“…не было упущено из виду, что музеум, в С.-Петербурге должен помещать редкости различных времен, а потому своды те предназначено образовать и украсить согласно времени предметов, для коих залы сии предназначены”.
Такая стилевая перекличка экспонатов и отделки залов, в которых они располагались, далеко не случайна: она стала одним из ведущих принципов в архитектуре музейных зданий.
Время, отведенное экскурсией для посещения залов Нового Эрмитажа будет посвящено знакомству с живописной коллекцией залов.
Экскурсия закончится в Новом Эрмитаже, после чего туристы смогут остаться в музее для дальнейшей прогулки по эрмитажному комплексу.